Больше рецензий

Karada

Эксперт

по полуночному чтению

17 ноября 2022 г. 19:59

799

4.5 Прежде, чем осветить вопрос, откуда сказка происходит, надо ответить на вопрос, что она собой представляет.

Много лет ходила вокруг да около трудов Владимира Проппа. Во мне боролись интерес и моя плохая совместимость с нон-фикшном в принципе. Но к моему огромному удивлению «Морфология волшебной сказки» оказалась именно тем, что прочиталось с лёгкостью, пониманием и неугасающим интересом. Видимо дело в том, за что обычно читатели как раз не любят работы Проппа – в научном подходе, стилизации скорее подходящей диссертации, чем научно-популярной литературе. Это не похоже на подавляющее большинство современного нон-фикшна, хотя автор явно пытался упростить текст для более широкого круга читателей. Но всё-таки прежде всего это научная монография. И если в своё время, когда учились в высших учебных заведениях, вы не находили удовольствия в чтении научных статей или трудов учёных, то с большой вероятностью этот текст тоже с ходу не придётся вам по душе. Я же обнаружила свою симпатию к такому типу работ лишь между написанием собственного диплома, а потом уже и диссертации. И пусть моя учебная и научная деятельность лежали в совсем иной плоскости, при этом сам специфический шарм научных трудов во мне откликается.

Удивительно то, что спустя уже почти столетие после написания этой книги, она читается очень современно в плане научной обоснованности и методов анализа. Я не эксперт в области лингвистики и фольклористики, возможно после Проппа уже произошел прорыв в изучении сказок и их структуры, но я все эти открытия сделала впервые и читала с интересом первооткрывателя. Обычно на этом мало кто концентрируется, но подспудно все чувствуют, что у сказок не так уж много разнообразия, даже в разных странах, словно есть какие-то базовые ограничения. Некоторые сказки повторяются почти дословно, другие похожи друг на друга едва уловимо, но это сходство всё равно безошибочно ощущается. Здесь же автор нам раскладывает сказки на составляющие, которые при последующем анализе и сравнении дают удивительную картину, что абсолютно у всех волшебных народных сказок один стержень. Любая сказка состоит из определенного набора функций, причём в довольно строго определенном порядке, за редчайшими исключениями. Некоторые функции не могут встречаться в рамках одной сказки, потому что противоречат друг другу, другие осознанно упускаются, так и формируются разнообразные варианты и сюжеты.

Что касается издания, то их сейчас на рынке имеется большое разнообразие, как в части цен, так и оформления. Я приобрела оба труда Проппа от издательства «Иллюминатор», потому что мне импонировали те их книги, что я уже покупала. Книга полностью иллюстрирована и оформлена вполне достойно с эстетической точки зрения, но вот подобранные изображения вызывают вопросы. Я понимаю, что были использованы работы, на которые не требуется покупка авторских прав, но это всё равно плохо объясняет почему нельзя было взять больше русского творчества, связанного с фольклором. Есть иллюстрации Ивана Билибина, но их преступно мало. Зато много изображений к немецким и персидским сказкам, мифам Древней Греции. Что странно хотя бы потому, что исследование проведено на основании классификации русских народных сказок Афанасьева, и если и есть редчайшие отсылки к иностранному материалу, то их совсем не так много. А мифология, как таковая, вообще не рассматривается. Да, предполагается, что исследование можно распространить на иностранный материал, поискать исторические корни, но это не цель данного исследования. Поэтому сам подбор иллюстраций вызывает у меня множество вопросов.

Книгу бы я рекомендовала тем, кто не только готов к знакомству с научным трудом, но и может найти в этом удовольствие. Несмотря на популярность книги, она не для широкого круга читателей, потому что весьма специфична в своём исполнении. И для многих даже любовь к сказкам не сможет перевесить сложности восприятия научного текста.