Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

15 ноября 2022 г. 21:37

400

5 Спойлер Свобода любой ценой?

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.

Нельзя судить по внешности.

Техника. Всё тот же простой русский язык, вероятно аналогичный простому, но ёмкому слогу оригинала. Стиль текста ровный — на него не придётся отвлекаться. Описания более подробны, если сравнить с рассказами, но в целом, было больше «воды». Диалоги и передача поведения персонажей — соответствуют времени / месту / менталитету. Единственная печаль — отсутствие аудио-версии.

Мысли: невероятно, но факт — третья книга автора, а мне всё ещё не хочется его прибить тапком за какую-нибудь ерунду. И я жутко этому рада, особенно беря в расчёт, что третий роман вышел чуть-чуть затянутым, а сама идея несколько удивительной. Но об этом я помурчу под спойлером, который категорически запрещается читать, если вы, конечно, не хотите подпортить себе впечатление.

Многабукафф.

Пожалуй, главной и единственной претензией у меня будет вопрос по объёму произведения. Прежде читатель имел удовольствие читать небольшие рассказы и за одну книгу расследовать пять любопытных дел. И автору этого объёма в пятьдесят страничек на историю хватало с головой. Здесь же не сказать, что было прямо-таки скучно, но растянутость повествования всё же ощущалась. Но и тут спасало ситуацию то, что мы смотрели на дело с разных точек зрения. Ведь это позволяло не просто переживать о ходе расследования, но и присмотреться к фигурантам дела.

Само преступление вызывает у меня неоднозначные впечатления. Скажем так, у него есть две части: собственно преступление и сокрытие оного. Сам момент убийства Тогаси не трогает от слова совсем — не жалко этого мудня, вот ни капелюшечки. Мы совершенно чётко видим, что сам момент удушения изначально был самозащитой. Да. Безусловно, винить жертву в том, что с ней произошло — это плохо, и да, жизнь — высшая ценность, и прочие моральные фразы. Но. Читатели за то и любят хорошие детективы, когда моральная сторона вопроса сопряжена с какими-то деталями, способными пошатнуть мораль.

Согласитесь, если бы Ясуко просто психанула и придушила Тогаси, к ней было бы сложнее проявить сочувствие. А здесь мы видим полный набор — и жизнь испортил, и нервы обеим сожрал, и до дочки-школьницы докопался. Девочка, находясь на грани нервного срыва, не выдерживает и бьёт его по голове. Но пострадавший даже не теряет сознания. То есть, да, ему было больно, но, пардон, получил за дело. Далее перед пострадавшим стоял выбор — уйти или начать выкабениваться в ярости. Он выбрал второе и решил напасть на ребёнка. Напасть, прекрасно осознавая, что он сильнее и может делать всё, что ему вздумается. Девочке-то что-то около двенадцати лет, и не так чтобы сильная, хоть и играет в бадминтон. Так можно ли сказать, что мать прям так уж виновата в том, что убила, если защищала своё дитя? Ну, как же культ семьи же, как это «она поступила неправильно»? Вот в том-то и соль завязки. И она прекрасна как раз исходя из тех событий, которые мы увидим в финале. Кстати, ситуация лишний раз служит ответом «а чо она не ушла, раз он такой плАхой?» — да потому что абьюзеры, блин, будут сталкерить и изводить всеми доступными способами.

Вторая же часть преступления вызывает у меня крайне неоднозначное впечатление. Во-первых, мне сильно импонировало то, что Ясуко хотела пойти сдаться немедленно, осознав, что она сделала. Зная, какими качествами обладал человек, которого она убила, помня всё причинённое ей зло и понимая, что она защищала дочь — она была готова понести наказание. Это всегда говорит о том, что в персонаже остаётся человечность. Но всё не так просто — её удерживает дочь, которая является соучастницей преступления. И тут вот не совсем понятно: то ли девочка просто боялась сесть или боялась остаться без матери? Впрочем, это дитё, ещё достаточно юное и импульсивное, так что можно простить этот приступ эгоизма. Здесь на сцену выходит Исигами и начинается игра в кошки-мышки с полицией. На мой взгляд просто поразительно, как автору удалось обставить читателя такой мелочью, как отсутствием упоминания даты преступления. То есть потом-то мы слышим про десятое марта и всё такое, но в эпизоде с преступлением дата не упоминалась. Ни разу. И именно на этом аспекте и строится вся обманка. Конечно, если вы очень-очень внимательный читатель, может вы и обратите внимание на этот момент, но меня вот как-то больше заинтересовали прочие события и по поводу «почему они спрашивали не про тот вечер» я была удивлена. Просто и со вкусом, если честно.

Мне понравилась неуверенность Ясуко и её мысли. Вынужденная считаться с тем, на какой риск ради неё пошёл другой человек, а также ответственностью за дочь, Ясуко изо всех сил старается продолжать жить как обычно. И вполне себе справляется, однако, мы видим, что ей гложат тревога и чувство вины. Тема со страданиями Мисато, правда, была описана достаточно поверхностно. Сложилось впечатление, что автор почуял, что не сможет в полноценный подростковый мир, а потому оставил почти все моменты за кадром. Однако, были описаны поверхностные признаки состояния девочки, которые взрослые, как правило, замечают и списывают на «ужасный подростковый период». Как по мне — удачный выход из ситуации. А потому и финальный звонок из школы становится не так чтобы неожиданностью.

Самым неоднозначным в романе я бы назвала Исигами. Хорошо, автор дал некую романтизацию его устремлений — пустая жизнь, попытка суицида и случайность, ставшая «светом в оконце». Почему бы и нет, собственно, раз персонаж настолько разочаровался в жизни? В прицнипе, как и желание Исигами дать Ясуко и Мисато возможность жить нормально, взяв на себя вину за это преступление. Ну, если человек не ценит свою жизнь, он имеет полное право распорядиться ей так, как посчитает нужным. Но. Меня расстроил финт со вторым убийством. С точки зрения преступления и отвода подозрений от Ясуко всё сделано достаточно интересно. Но вот... убить человека просто так, не имея на то никакого основания лишь потому, что ну тебе нужен труп, а это бомж... Ну такое.. Но больше всего трогает финал, потому что мы видим, и раскаяние Ясуко, и моральное уничтожение Исигами.

Отношения же Юкавы и Кусанаги в этом расследовании пошатнулись из-за разных взглядов на это дело. Но в целом, эти герои заметно отходят на второй план в плане гениальности или эмоциональной привязки. И это неплохо, поскольку так можно внутренне пожурить Юкаву за то, что он пошёл против воли Исигами и раскрыл карты Ясуко. Но, как по мне, итог дела прекрасен и закономерен.

свернуть

Итог: коть довольна, как стотыщ слонов, коть будет читать дальше и ждать новых переводов.

Книга прочитана в рамках игр:
«Собери их всех!» [W1. Квест №012];
«Камелия» клуба «Уютная кофейня»;
• «Кот в мешке». «Шатер №2. Безумная котобулошная».
Котоклассификатор.
Объём произведения: 320 страниц.
Время действия: март — апрель, примерно начало двухтысячных.
Место действия: Токио, Япония.
Теги: работа в закусочной, мать-одиночка, назойливый бывший муж [абьюзер, алкаш, игроман и просто ушлый мyдaк-неудачник], случайное убийство, попытка сокрытия преступления, полицейское расследование [и любительское, да, Юкава?))], посещение университета, временный разлад в дружбе [Кусанаги не кусайся :D], математический тип мышления в сюжете, романтическо-геометрические фигуры, кража велосипеда, поиск информации в газетах и посещение библиотеки, попытка суицида, неожиданная развязка.
свернуть