Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

15 ноября 2022 г. 20:15

291

3.5 «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» (Л. Толстой)

картинка Dolores_C

Помните игрушку "Джек-из-коробки"? Это такая шкатулка с кнопочкой, из которой неожиданно вылетает клоун. Когда ты впервые берёшь в руки такую коробочку и нажимаешь кнопку, ещё не подозревая, что тебя ждёт, эмоции просто ух! И страх от неожиданности, и смех, и даже что-то вроде капельки детского восторга. Но второй раз таких эмоций уже не испытать: никакого эффекта неожиданности – ну шкатулка и шкатулка, ну клоун и клоун. Предсказуемо до жути, а потому скучно.

Кейт Мортон из той категории авторов, которых я бы сравнила с этой самой игрушкой. Первая, прочитанная у них книга, может вызвать как минимум огромный интерес, как максимум – тот самый восторг. Всё это ново, увлекательно и интригующе. Беда в том, что эти авторы пишут по одному лекалу, используют в книгах плюс-минус одни и те же фишки и авторские приёмы. Прочитав одну их книгу, считайте, что прочитали сразу все. Поэтому искушённому читателю нетрудно догадаться, что может ожидать его на следующей странице, к чему автор ведёт, и чем всё закончится. А меня как читателя это категорически не устраивает.

Год назад я прочитала у Мортон «Хранительницу тайн». Этого оказалось достаточно для того, чтобы заскучать, читая «Дом у озера». В общем-то, уже «Хранительница тайн» ясно дала понять, что большой и чистой любви с книгами Мортон мне не светит, но тогда книгу спас по-настоящему неожиданный финал – с отвисшей до пола челюстью и криком «Да ладно?! Вот это да!» В «Доме у озера» финал уже не смог ничего спасти. Скорее даже наоборот – окончательно всё испортил.

Что случилось с пропавшим семьдесят лет назад мальчиком Тео, я поняла страниц эдак за двести до финала – ровно в тот момент, когда автор раскрыла главную (но как вы понимаете, не единственную) семейную тайну Эдевейнов. А самый важный и, по задумке автора, наверняка самый неожиданный поворот я и вовсе наванговала в самом начале книги – просто потому, что это Мортон всё с теми же приёмчиками, что и в «Хранительнице тайн».

Есть здесь и побочное расследование, которое ведёт детектив Спэрроу (одна из главных героинь), о сбежавшей (или всё-таки пропавшей?) женщине, бросившей в запертой квартире свою двухлетнюю дочь. Совершенно лишняя линия, которая только перегружает и без того «водянистую» книгу. Тут тоже всё ясно с самого начала, разве что мотивы и обстоятельства случившегося удивляют своей абсурдностью.

В «Доме у озера» вообще много лишнего. Мортон, прямо как Сусанин, петляет и петляет, максимально медленно ведя читателя к финалу. Когда кажется, что всё, наконец перед нами раскинулась прямая и ровная дорога, она снова сворачивает в дебри и уводит нас на десятки лет назад – только для того, чтобы во всех деталях продемонстрировать какой-то кусочек из прошлого, который, говоря откровенно, вполне можно было опустить. В итоге я притомилась и где-то на середине скрипнула зубами: «Когда уже закончится эта книга?!»

Есть ощущение, что Мортон просто слишком увлеклась, отпустила тормоза, а на этапе редактуры у неё не поднялась рука как следует вычистить текст. Потому что, как она сама говорит устами одной из героинь:

Писатель никогда не уничтожает свою работу.

А я бы смело сократила книгу страниц эдак на сто. Хотя надо отдать Мортон должное: слог у неё очень хороший, лёгкий. Пишет она образно и атмосферно, особенно в том, что касается самого поместья Лоэннет, но… боже, почему так много?!

А ещё мне трудно определиться с жанром книги. Семейная сага? Ммм… нет, не думаю. Детектив? Хм, нет, тоже не то. Скорее современная проза для женщин (ни в коем случае не путать с любовным романом!) с закосом под классику, в которой много чего понамешано. А основной упор, конечно же, сделан на драматизм: тут и Первая мировая война, и Вторая мировая, и личные трагедии многих героев. Есть даже отсылка на затонувший Титаник!

Однако я, уставшая плутать по книге, погребённая под грудой семейных скелетов, оказалась просто не в состоянии никому сочувствовать. От слова совсем. Разве что мне было самую-самую малость жаль Энтони Эдевейна.

Подводя итог, могу сказать, что книга очень даже неплоха в своей литературной нише. Просто я не её целевая аудитория. Думаю, «Дом у озера» по достоинству оценят поклонники Сары Джио и Карен Уайт. А ещё те, кому понравилась «Тринадцатая сказка» Дианы Сеттерфилд, которой в своё время я тоже не смогла проникнуться.

Оценка 3,5 из 5. Полбалла накинула за действительно отличный авторский слог.

Книжный блог Книжные чертоги