Больше рецензий

14 ноября 2022 г. 15:08

343

5 Воля к смыслу и упрямство духа.

Воля к смыслу и упрямство духа. Эти два ответа приходят в сознание, когда пытаешься разрешить вопрос: а как вообще удавалось выжить людям в концлагере? Какая сила двигала их духом, который не падал, а, наоборот, закалялся и рос?
Виктор Франкл прожил 92 года. Без малого век. Это был известный австрийский врач, психотерапевт, философ. Во время Второй мировой войны он оказался в нацистских лагерях смерти. По печальной иронии судьбы жизнь предоставила ему возможность на практике узнать, как работает его психологическая теория смысла. Рукопись, которая была при нем, безусловно, была отнята и уничтожена. Он по крупицам восстанавливал ее после освобождения. Так и родилась эта книга. Книга, где главный объект наблюдения – человеческая душа. Ведь по сути, что оставалось человеку? Голое существование, безысходность, голод, нечеловеческие условия, унижения, селекция, эшелоны в «газ» (газовые камеры смерти). Когда отнято всё, пишет Франкл, единственное, что остается – визуализация духовным взором любимого человека, ибо «только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять! Освобождение – через любовь, в любви»! Ведь человек, которого уже лишили всего, может безвозмездно обладать только одним – образом того, кого любит.
Виктор Франкл размышляет и о том, что волю к юмору в тех нечеловеческих условиях можно было смело приравнять и к самому искусству жить. Страдание заполняло постепенно всю душу человека, поэтапно овладевая всем сознанием; как относительно страдание, так относительна была и радость. И подчас, даже несколько горошин на дне «жижи», которую давали на обед, могли привести заключенного в восторг. Или, например, когда эшелон увозил заключенных «всего лишь в Дахау», где не было газовых камер и где сохранялась хотя бы призрачная, малюсенькая, но все же вероятность выжить.
В лагере человек терял себя полностью, он превращался в безликий номер, в игрушку судьбы. Но были и там люди, которые не опускались даже в таких нечеловеческих условиях. Они дарили доброе слово, делились последними крошками хлеба. И это подтверждает, что даже в концлагерях «можно отнять у человека все, кроме последнего – человеческой свободы, свободы отнестись к обстоятельствам так, или иначе». Даже в лагере, как подчеркивал Франкл, у человека был выбор – превратиться в «типичного» лагерника или оставаться человеком, сохранив человеческое достоинство.
Как же сейчас, в наш век материализма и потребления, мы совершенно обесценили состояние духовной свободы человека! А ведь это именно она и наполняет нашу жизнь смыслом до последнего мгновения. И если сейчас для нас прежде всего имеет смысл жизнь в деятельности, в самореализации, в раскрытии ценностей творчества, то тогда, для тех, кто находился в концлагере, сохранялся смысл жизни даже в страданиях. Страдания приобретали для людей особый смысл, ведь, пережив их, они имели шанс вернуться к нормальной жизни.
Одним из наиболее угнетающих обстоятельств для заключенных концлагеря было и то, что не существовало никакого понятного срока их пребывания там. «С концом неопределенности приходила неопределённость конца». Да, наша психика устроена удивительным образом: лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Отсутствие временных рамок, безвременное существование постепенно приводили к тому, что заключенные теряли образ стабильного мира, в котором они когда-то жили. Нормальный мир был утрачен, и для некоторых выживших, к сожалению, навсегда.
У Ницше есть замечательная и мудрая цитата: «У кого есть «Зачем», тот выдержит любое «Как». Человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается, деградирует и погибает. Люди, которым нечего больше ждать от жизни, все чаще встречаются и сейчас.
Жить – это еще и нести ответственность за выполнение текущих задач. За время, прошедшее с окончания Второй мировой войны, человек был тщательно изучен и психологами, и физиологами, и анатомами, был расшифрован геном. Но мы так и не приблизились к полному и четкому пониманию того, как же устроена человеческая душа. А устроена она до гениального четко и логично. Человек – это сплав одновременно добра и зла. И тот рубеж, разделяющий добро и зло, находится на самой глубине человеческой души. Исходя из этого, на свете есть только «две расы» людей – люди порядочные и люди непорядочные.
«Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».
Книга Франкла актуальна как никогда и сейчас. Ведь мы позабыли о главном, утратили основные смыслы, перестали ценить добро, подменили понятия чести, мужества. И когда, как ни сейчас, необходимо помнить о том, что мужество – это способность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.

Julietta Vizer