Больше рецензий

14 ноября 2022 г. 01:25

418

4

Коротко о книге

Когда Таре было 8 лет, отец привез из деревни десятилетнюю Мукту и поселил с ними. Девочка была из бедной семьи и ее ждала жизнь храмовой проститутки, как у матери и бабушки. В течении нескольких лет Мукта жила с семьей Тары и помогала по хозяйству. Девочки подружились: вместе гуляли после школы, смотрели на звезды и много разговаривали.  Мукта провожала Тару до школы, носила ее портфель, а потом шла заниматься домашними делами.  Через пять лет в семье произошло несколько трагических событий, после которых жизни девочек пошли разными путями. Тару и ее отца мучило чувство вины, которое через 11 лет привело Тару обратно в родительскую квартиру в Мумбаи и подсказало дело жизни.

Подлиннее 
*Могут быть спойлеры*

Дело было в Индии на стыке XX и XXI века, как и в одной из моих любимых книг, где действие происходит в той же стране, Арундати Рой "Бог мелочей". Началась история двух девочек, Мукты и Тары, в деревне Ганипур. Несмотря на то, что с 50-х годов законодательно все касты стали равноправными, в сельской местности все было по старинке, как испокон веков повелось. Если повезет родиться в семье высшей касты, то будет хорошее образование, деньги, почет и уважение, а не повезет, как Мукте, родиться в семье проститутки, то придется стать проституткой. Родная бабушка продаст Мадам за щедрое вознаграждение, даже если мама будет против, ведь от судьбы не убежишь. В книге говорится, что Мукта, ее амма (мама) и бабушка были девадаси. Почитала, что девадаси - это храмовые танцовщицы, исполняющие религиозные танцы и обряды. Девадаси обучались с раннего детства искусству танца и музыки, священной и классической литературе на нескольких языках, и исполнению некоторых обязанностей в храме. Судя по всему, в деревне Ганипур в конце XX века девадаси уже ничему не обучались, да и осталось их там только три человека: Сакубаи (бабушка Мукты), амма и сама Мукта. Никаких танцев, музыки и литературы, главное быть "женой" всех мужчин в деревне. За это платят больше.

В книге повествование ведется от лица Тары и Мукты по очереди и в разных временных промежутках, пока не сходится в 2007 году, в котором завершается. История в стиле Болливуда: любовь, ненависть, предательство, потерянные и неожиданно найденные родственники, случайные совпадения. Книга неровная. Некоторые моменты описаны очень подробно: отношения между девочками, первое время жизни Мукты после похищения. Другие только пунктиром: жизнь Тары в Америке и Мукты с 2002 до 2007. Из-за тумана в повествовании роман казался еще одним индийским фильмом, который чередует страдания героев с танцами и песнями. В данном случае страдания Мукты чередовались с розыскной деятельностью Тары. Мне не хватило в романе подробностей жизни индийского общества, чтобы в объеме представить героинь, в отличии от любимой книги Оноре де Бальзака  "Блеск и нищета куртизанок", где ярко и образно показаны герои. Финал предсказуемый и киношный. Думаю, что неплохой индийский или американский фильм может получиться из книги. Может кто-нибудь уже пишет сценарий.

Несмотря на свои минусы книга нужная и полезная. Она поднимает много проблем современной Индии: все еще существующая кастовость, рабство, детоубийство, склонение к проституции. Хочется присоединиться к писательнице Амите Траси и пожелать, чтобы у каждой девушки, подобной Мукте, был друг или подруга, которые могли помочь и показать другую жизнь, предоставить выбор, которого они были лишены. Пусть как в любимой книге Жоржи Амаду "Тереза Батиста, уставшая воевать" каждая девушка могла пережив унижения и насилие сохранить силу воли и золотое сердце.

Глокие шорьки. Долгая прогулка 2022. Ноябрь. Основа