Больше рецензий

4 ноября 2013 г. 17:35

310

5

Прочитав и переварив цвейговское "Нетерпение сердца" было решено немедленно ознакомиться и с Цвейгом-биографом. Об Эразме до прочтения книги я мог выжать от силы "О, это ж такой средневековый философ. Роттердамский... Ну, в Роттердаме наверное жил или родился", собственно и всё. Вот с таким куцым знанием об этой личности, впечатлением от романа и жаждой восполнить пробелы я приступил к чтению.
Чем приятно удивляет Цвейг, так это отсутствием нудятины, чего подсознательно ждёшь от любой исторической литературы. Он не сыплет новыми датами каждые две строчки и не упоминает по десятку каких-то имен на каждой странице. Всё подаётся ровно в той пропорции, в которой необходимо. И конечно же весь материал сдобрен фирменным экспрессивным языком:

Первый великий стилист нового времени, Эразм умел произносить иные еретические истины, моргая и подмигивая, с гениальной дерзостью и неподражаемым мастерством он писал самые щекотливые вещи буквально на носу цензуры, опасный бунтовщик, никогда, однако, не ставивший себя под удар, защищенный своей ученой мантией или вовремя накинутым шутовским нарядом.


Цвейг подкупает не глубиной, но шириной охвата - он касается и внешности философа, и образа жизни, не обходит стороной творчество, моральные принципы, саму эпоху и многое, многое другое. Разумеется, не обходится без постоянного сравнения Эразма с его главным оппонентом - Мартином Лютером. Линия Лютера проходит через всё повествование и, несмотря на отведённый ей второй план, наблюдать за жизнью другой легендарной фигуры ничуть не менее интересно, чем за самим Эразмом.
Единственный минус "Триумфа" - это постоянное повторение и размусоливание одной и той же мысли. Нехитрая идея о нейтралитете как о кредо Эразма Роттердамского без труда видна уже с начала повествования, но нет, товарищ Цвейг посчитал, что это недостаточно очевидно и повторяет её снова и снова, сводя большую часть мыслей к теме нейтралитета, особенно в начале произведения.
Но в целом "Триумф" - это прекрасный симбиоз исторической достоверности и безупречного литературного стиля, благодаря чему чтение превращается в увлекательное путешествие в средневековую Европу, пронося перед глазами всю жизнь философа Эразма Роттердамского, от незаконнорождённого младенца без перспектив до почтенного старика, великого мыслителя эпохи.
P.S. Издательство "Детская литература" - вы серьёзно?

Народа для него не существовало, он считал грубым и недостойным человека образованного домогаться расположения масс и вообще связываться с необразованными, с "варварами"; гуманизм всегда был лишь для happy few, а не для народа, его платоническое общечеловеческое царство оставалось в конечном счете царством заоблачным чистое, дивное порождение творческого духа, ненадолго озарявшее с блаженных высот омраченный мир.


С таким-то фразами? То есть вместо, скажем, "Республики Шкид" полагалось, что дети будут читать "Триумф и трагедию"? Я, по ходу, сильно недооценивал старшее поколение.