Больше рецензий

11 ноября 2022 г. 12:15

173

2.5 Глубокое погружение (в бурбон)

Несмотря на то, что в роман как-то затесались элементы киберпанка, по сути своей - это чистая драма, а я драмы ради них самих, где основной двигающей силой повествования являются глубокие внутренние страдания героев, не люблю. "Экстрим", увы, поэтому не впечатлил.

Читать было очень скучно. Чудовищно скучно. Идея, лежащая в основе сюжета, о виртуальности, в которой можно заблудиться и оказаться в бесконечном лабиринте, была хорошей, а по меркам времени написания книги - так и вовсе едва ли не новаторской; но итог - очень унылое повествование.

Не могу внятно сформулировать, в чём проблема; возможно, в главной героине. Будучи заявленной агентом ФБР со стажем в 16 лет, она проявляет настолько мало ладно бы специальных навыков, но даже жизненного опыта и хоть какой-то сообразительности, что непонятно, как её до сих пор не выкинули со службы. В принципе, всё, что она делает на протяжении романа - пьёт бурбон и бесконечно ноет о несовершенстве мира, в котором невозможно вести нормальное расследование. Иногда тыкает палочкой в виртуальную реальность и показывает из себя крутую альфа-самку тем, что качает права или показывает навыки стрельбы. А потом опять пьёт бурбон, чтобы продолжать ловить галлюцинации в состоянии глубокого алкогольного отравления.
Персонаж, в общем, блеск, обсочувствуешься.
И вот прыгает эта Тереза по виртуальности, пока не понимает, что всё на свете - виртуальность, что все слои вложены друг в друга и закольцованы. И что на самом деле непонятно, была ли массовая стрельба в Англии и США от одного человека или не была, или это тоже сценарий, и погиб ли её муж на оперативном задании ФБР, и что на самом деле из виртуальности нет никакого выхода вообще, и LIVER не поможет, потому что она сама - элемент чьего-нибудь сценария.
И всё.
Ну, здорово, конечно. С ничего началось, ничем закончилось, а может, и вообще ничего не было, ни Англии, ни США, ни самой Терезы с её бурбоном.

Что проработано интересно, так это идея такой вложенности, каталогизированные слои и перекрёстные ссылки сценариев, где одно событие порождает много других событий, те - вариации самих себя, и так оно всё расползается и расползается, влезая в соседние вариации. То, как Тереза обновляла список и получала экспоненциально растущее количество связей между объектами, прямо очень жизненно.
Предполагаю, что "Экстрим" мог послужить одним из источников вдохновения для заезженного "Начала", только если там слоями были сны, то здесь - виртуальные реальности, фрактально ветвящиеся и прорастающие сами в себя. Петля из петель выглядит завораживающим образом неминуемо надвигающейся бесконечности.

Но в остальном - уныленько.
Лора практически нет, объяснения, как работают наночипы, нет, зачем нужны гигантские провайдеры виртуальности, если с клепанием сценариев прекрасно справляются одиночки, чьи услуги сильно дешевле, и почему у корпораций есть какие-то изумительно раздутые права, объяснения тоже нет. Сама внутренняя логика происходящего не очень-то логична, а поведение персонажей и их жизненные решения вообще постоянно вызывают реакцию "шта?".
Стиль текста ничем не запоминается, он вообще совершенно безликий; но очень много диалогов, и вот они к середине начинают раздражать, потому что написаны, прямо сказать, не очень. Мало того, что живые люди так не разговаривают, так ещё и сюжетный смысл во всём этом потоке реплик не фигурирует.

Забавно было разве что ловить в тексте артефакты дремучих времён: гипер-развитая виртуальная реальность с полным погружением, которую невозможно никак отличить от реальной реальности (тм), спокойно соседствует с кнопочными мобильными телефонами и диалапом. В конце XX века человечество определённо не подозревало, что смартфоны с сенсорными экранами захватят рынок в пять раз быстрее, чем шлемы виртуальной реальности выйдут хотя в сколько-то массовое производство.

Скучноватый роман на один раз, который выветривается из головы сразу после того, как перевернёшь последнюю страницу. Meh.

Комментарии


Не любить драмы это синоним не любви литературы


Мне абсолютно всё равно, как "правильно" надо любить литературу. =)