Больше рецензий

7 ноября 2022 г. 23:53

272

2.5 Спойлер Ответ есть, вопроса нет

Завёрнутая в средненького такого качества философские рассуждения о духовном история одной полукосмической ОПГ, причём история значительно более занудная, чем захватывающая.
"Платформа" сильно напомнила мне кое-как прочитанный "Азиль", в котором тоже за высокой моралью и грандиозными рассуждениями о поиске смысла вечного и смертного, божественного и человеческого полностью куда-то испарилась правдоподобность, прихватившая с собой и сюжетную интригу.

Алярм: поскольку для того, чтобы вдоволь погореть, нужны аргументы из самого романа (а тут есть, с чего гореть), дальше будет много спойлеров.

Самый большой минус всего происходящего - лор. Опять тут модная современная фантастика, в которой всё надо додумать самому, потому что автор решил сосредоточиться на красивых метафорах. А как это всё функционирует, пусть читатель сам решит, причём если описанное не бьётся с каким-то здравым смыслом, то кто ему, читателю, виноват, правда?

Проблемы начались где-то ещё в первой главе, когда впервые появилась история о том, что человечество мигрировало в некую "систему", и в этой "системе" есть семь обитаемых планет, открытых к контактам друг с другом, плюс ещё две, которые от остального человечества огородились.
Во-первых, где именно взяли эту систему, в которой для жизни пригодно рекордные девять планет? Главный аргумент заключается на то, что отселяться в неё было быстрее и дешевле, чем терраформировать находившийся по соседству с умирающей Землёй Марс; но автор постоянно путается в показаниях, надо ли было терраформировать эти девять планет. Если не надо, то зачем купола и баллоны с воздухом в части описаний, а если надо - то где ж тогда экономия сил и времени? И почему восемь миллиардов человек (он зачем-то указал точно) заселили целых девять планет, когда они прекрасно влезли бы на одну, значительно сократив тем самым расходы на постоянные полёты туда-сюда по космосу? Про ковчеги, в которые как-то удалось запихнуть всё человечество, чтобы осилить путь к новому дому, я уже и не спрашиваю.
Во-вторых, технологический стек описанной цивилизации - сплошное море противоречий. С одной стороны, в этой системе люди живут уже несколько столетий - автор тоже сам так указал; при этом они повально страдают от рака, аутоиммунных заболеваний, вирусных заболеваний и вот этого всего, живут по пятьдесят лет, то есть биология у них застопорилась примерно на уровне XXI века, а то и в XX откатилась. Но при этом есть анабиоз, в котором можно пролежать несколько десятилетий и проснуться, да ещё и анабиоз такой, что мозг будет действовать и иметь возможность подключаться к аналогу интернета с красивым названием Песнь. Есть автономные разумные ИИ и киберпротезирование на достаточном уровне, чтобы перепрошивать человеку нервную систему. Но лекарств нет. Это как так работает? Нет, я допускаю, что это можно как-то объяснить, но где это объяснение?
В-третьих, что там с запретной планетой-то? У неё что, технологии лучше? А как? А почему? А где подробности?

Даже не знаю, как проиллюстрировать весь набор взаимоисключающих параграфов.

Могу резюмировать, что лично мне в описанный мир будущего, неважно, светлого ли, тёмного ли или серого в полосочку, поверить не удалось.

Сюжет, если сократить все отступления о философских глубинах о поисках Бога в звёздах, крутится вокруг истории двух друзей детства, один - сын криминального авторитета, а второй - сын правой руки этого криминального авторитета. Спустя какое-то время они заменяют своих родителей и продолжают развивать бизнес, попутно втягиваясь в криминальные, любовные, дружественные и философские страдания всех мастей.
Тот, который правая рука, Алеф, страдает каким-то расстройством аутистического спектра, зато за счёт этого представляет из себя идеальный калькулятор, тот, который криминальный авторитет, Пелланхорк - явный психопат. Взаимодействие их за счёт личных ментальных качеств довольно своеобразное.
Потом в один прекрасный момент Пелланхорк заболевает раком, и вот тут возникает ещё один серьёзный такой вопрос. То, что Пелланхорк поехал головушкой на фоне бывшего религиозного воспитания, решил, что это Бог ему мстит или его испытывает, ну или что он там мог решить, это ладно, это бывает; равно как и то, что Пелланхорк решил, что Алеф - посыльный Бога и надо поставить Алефу условие, что он должен изобрести Пелланхорку способ обрести физическое бессмертие, иначе он угробит всю вселенную. Нормальный такой шантаж со стороны психопата, поймавшего к тому же бредовое расстройство, бывает.
Алеф, кстати, отчасти даже справляется, придумывает способ растянуть жизнь Пелланхорку на подольше, изобретает аферу всея системы для того, чтобы за это не платит, учреждает ПослеЖизнь, смысл которой в чём-то вроде лотереи на возможность вылечиться потом, когда будет открыто лекарство от убивающей болезни, и вот Пелланхорк ждёт в анабиозе, когда учёные под руководством замороженного, но не спящего Алефа что-нибудь придумают с лекарством.
Вопрос-то вот в чём: к концу книги, когда выясняется, чем там Пелланхорк пытался всех убить и вылезает неназываемая запретная планета, у которой есть продвинутые биотехнологии, нам открывается, что рак Пелланхорка - это биооружие, которое запретная планета и подсунула. Специальное, модифицированное, особое, которое только на него и действует, особо живучий вирус, бесконечно мутирующий и приспособляемый (потому что потому, не задумываемся).
Хорошо.
Только вот Пелланхорк обратился к неназываемой планетой за помощью для того, чтобы шантажировать того, кого он считал посланником Бога, когда заболел.

Я ощущаю очередное большое противоречие. Как оно в хронологическом порядке-то было? Он сначала заболел, обратился за помощью, и его заразили дополнительно к имеющемуся раку, но он об этом не знал? Он сначала обратился за какой-то другой помощью и подвергся для чего-то каким-то модификациям, а потом не смог связать между собой эти незнакомые модификации непонятно от кого и рак?
И, главное, как Пелланхорк вообще, блин, оказался связан с планетной, которая не общается ни с кем из системы и полностью закрыта, причём об этом говорит каждый суслик в книге хотя бы по одному разу?

Потом был финал, из которого окончательно следует, что автор очень хотел в глубокую философию, потому что о чём финал, надо опять догадаться самому. Закрытая планета потыкала палочкой в Пелланхорка и такая "ну не, ты на вопрос (какой?..) ответил, всё, умирай давай, от тебя больше ничего не надо, и мы тебе ничего не должны, и смерть твоя бессмысленно откладывалась столько времени".
Семьсот страниц надо было прочитать, чтобы увидеть, как вся эта драма заканчивается вот таким вот образом из ниоткуда в никуда? Ну, знаете; можно было бы пристрелить Пелланхорка ещё на Геенне, и ничего бы в сюжетном плане тогда не изменилось.

Есть ещё куча сюжетных боковых линий, которые что-то куда-то как-то должны между собой связать: писательница, киборг, полицейский, любовница Пелланхорка, его немёртвый отец. Эти дополнительные куски интриги идут как бы через условные примерно восемьдесят лет, но по факту всё равно они сосредоточены вокруг драмы Пелланхорка, который не хочет умирать, и Алефа, который должен это бессмертие обеспечить.
Драмы правда наверчено - вагон, и про смерть родителей, и про предательство любимых, и про непонимание, и про коварное использование окружающих в своих интересах, и про фундаментальное отсутствие смысла. Другое дело, что лично у меня, опять же, никакая из этих нот в душе не отозвалась ничем, кроме вопроса "а это всё для чего".

"Платформа" безусловно задумывалась как очень глубокое метафоричное произведение о поиске смысла жизни, цены смерти и памяти всех усопших в антураже далёкого будущего, но Леви настолько увлёкся формой этих поисков, что забыл и про содержание, и про лор, и даже про саму главную идею, к которой всё как бы должно было однозначно привести. Выжать её из этой развязки лично для меня не представляется возможным.
Роман не то, чтобы вот прям плох, всё-таки, какая-то художественная ценность в нём вроде есть, написано вполне читаемо, повествование какое-то в наличии. Скорее, прямо сильно не моё, итоговая постановка вопроса в стиле "что мы ищем на самом деле" меня не впечатлила.
Читать автора ещё вряд ли буду.