Больше рецензий

grt_pretender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 октября 2013 г. 13:47

64

5

Ты прав – глупец, кто в женщине одной
Мечтал найти свой рай земной.


Я нежно люблю «Маскарад»: за его полетный воздушный язык, за интересных героев и возможность трактовать его по-разному.
Когда я перечитывала эту драму, мне вспомнилась фраза Наташи из «Гаража»: «Нам, интеллигентам, свойственно делать пакости, ...а потом долго-долго себя терзать». Вроде бы и у баронессы, и у князя иногда, и даже на мгновение у Неизвестного проявляется совесть, но также и угасает, когда дело доходит до действий. Да и потом – у каждого свой план. Наверное, неслучайно в пьесе много карточных игр. Это как модель взаимоотношений: люди как пешки, карты, которые служат средствам достижения чего-либо. Неприятное однако же ощущение, когда ты сам становишься картой, причем не самой выигрышной...

Сам Арбенин – интересная фигура. Его прошлое темно и романтизировано, чего там только не было, а потому нам лучше и не знать). Но он меняет свою жизнь и, как картежник, ставит все на свою жену, теперь она для него смысл жизни и мотивация, своеобразный якорь. Потому и неудивительно, что малейшее стечение обстоятельств воспринимается им как признак измены и рушит всю его систему ценностей. Земля уходит из под ног (да и физически количество его упаданий в кресла поражает), он все больше подгоняет факты под свою теорию, тем более что окружающие не прочь ему в этом помочь. Возникает стойкое ощущение, что Арбенину чисто по-невротически было не комфортно в его теперешней жизни, как, собственно, и в прошлой. Возможно, без четкого понимания того, что ему нужно, он просто не на то поставил.

Действительно ли он любил Нину? Или же чувствовал больше нанесенное себе оскорбление и желание обладать такой женой одному? Прав ли был Казарин, что он воспринимал ее как вещь и мстил за себя, уязвленное самолюбие? Сошел ли он с ума оттого, что жена его было ему верна, а он ей не поверил, или же оттого, что его провели?

Вот что мне интересно. Известно, что фигура Неизвестного появляется лишь в поздней редакции пьесы (тому есть причины). Для меня он как альтер эго Арбенина, напоминает тень из «Волшебника Земноморья». Он словно олицетворение прошлого Арбенина, от которого тот все стремился убежать. Но трудно бежать туда, куда не знаешь.

Арбенин
Но кто вы?

Неизвестный
Я твой добрый гений.
Да, непримеченный везде я был с тобой;
Всегда с другим лицом, всегда в другом наряде —
Знал все твои дела и мысль твою порой —
Остерегал тебя недавно в маскераде.

Источник