Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

31 октября 2013 г. 10:20

122

4

Стенания несчастных исторгли из моего сердца ту крупицу живого чувства, которая в нём ещё оставалась. Я запретил им вести себя подобно их товарищу и поедать зараженную плоть, которую я от них отсекал. Один ответил мне, что у него не пост, и пожрал собственные пальцы ног.

Несмотря на то, что текст занимает всего 138 страниц, по характеру "Короткий змей" создаёт впечатление полновесного средневекового романа. Нет лишних слов, образы монументальны, описания предельно визуализированы, стоящие за описываемой картиной истины жестоки и величественны. По сюжету это история священника, которого посылают в неведомую забытую богом землю, чтобы проверить, существует ли по-прежнему основанная когда-то в этих местах миссия, и как живут овцы, ведомые пастырями. Описание уже самого путешествия вызывает неприятные ощущения - героям могли бы позавидовать даже персонажи симмоновского "Террора" - но это только прелюдия к тому аду, в который команде корабля "Короткий змей" суждено попасть.

Учитывая, что это дебютная книга Бернара дю Бушерона, и дебют этот пришёлся на 70-летие, можно думать о итоговом определении взглядов человека, в жизни которого религия занимала не самое последнее место. И в строках, и между ними очень много размышлений обо всём, чего религия может коснуться, все основные причинно-следственные связи между человеческой плотью и духом. Испытанию подвергается всё и вся. За письмом Монтануса в адрес кардинала-епископа Нидароса, за этим возвышенным и наполненным языком скрывается попытка хоть как-то понять и обуздать разложение всей окружающей реальности - нравов, морали, поступков местных прихожан, собственных поступков, мотиваций и аргументов.

Но этим дело не заканчивается. "Короткий змей" как образ - это фактически тот самый змей, который сидел на дереве и соблазнял плодами обитательницу библейского Рая. Здесь он соблазняет обитателей земного ада, и, в общем, делает свою работу максимально хорошо. И это не символ, а тлетворный запах смерти всего человеческого, висящий в воздухе. Такая атмосфера не может не изменить на всех уровнях существования. Поэтому окончание истории пребывания Монтануса в Новой Фуле ровно такое, о котором думаешь как единственно правильном. При этом надо отдать автору должное - вместо подведения условных итогов и авторского результирующего вывода, происходит разворот чуть ли не на 180 градусов, позволяющий истории остаться незавершённой, а читателю взглянуть на истинное положение вещей. И сделать дополнительные выводы о необходимости веры/религии, человеческой природе, и вообще жизни. Горькая, но необходимая правда, не оставляющая никакой надежды. Бога почти нет.