Больше рецензий

bukinistika

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 ноября 2022 г. 00:21

46

5 "Мужчины не устают от охоты!"

"Как спалось, как застал вас рассвет?" - так здороваются по утрам албанцы, этот древний народ в сердце Европы.
Тема рассказа полностью раскрыта в его заголовке - это действительно описание охоты горцев (мальсоров - жителей горной области Албании Мальсия). Подзаголовок - "Тень Томори" - уточняет географически место действия:



Не подходите близко к горе Томори - не ближе, чем на ружейный выстрел. Тяжела, ох и тяжела ее тень

Рассказ очень поэтический - это не реалистическое описание процесса сбора крестьян на охоту (хотя имеются все реалистические признаки его: у крестьян есть имена, им велят собираться в определенном месте - у Красных Холмов, перечисляется их снаряжение, передаются разговоры) и самой охоты, но его опоэтизированное обобщение. Описывая уклад жизни очень простых, необразованных людей, не знающих ничего, кроме своих легенд и преданий, автор использует особые приемы, которые доносят это до читателей. Мышление этих горцев очень конкретно и в то же время пронизано насквозь мифами и легендами их родины, они постоянно пересказывают их друг другу в тех или иных подходящих моментах. Себя они постоянно называют "сыны Албании" - это звучит очень гордо, гораздо выше горьковской фразы "Человек - это звучит гордо"; в общем, албанец - это гораздо круче просто человека).



Живет на Томори-горе бог наш албанский

Их мышление близко к первобытному: причин и последствий природных явлений они не понимают, приписывают природные явления делам духов, божеств и прочих потусторонних сил. Силы эти нужно ублажать и совершать ряд определенных действий, которые, как уверены "сыны Албании", уберегут их от злого глаза (навязчивость подобного рода заставляет вспомнить больных обсессивно-компульсивным расстройством). Людей, не совершивших очистительных или подготовительных обрядов, могут и убить - чтобы вина одного не перешла на всех, чтобы разгневанный бог не покарал всех за нерадивость одного или нескольких. При этом существует полное доверие: охотники, уже находясь на горе, увидели подъезжавших прислужников (челядь знатных лиц) и спросили у них: "Вы совершили такой и такой обряд?" - "Совершили" - "Ок, проезжайте")). Эти наивные люди, дети гор, не допускают даже мысли, что кто-то посмеет соврать - ведь он обманет не их, а бога, а у того расправа короткая -



Отца моего тень Томори убила своею молнией и обратила в головешку

Достоинства людей пока еще определяются не толщиной кошелька и высотой служебного положения, а лишь исключительно их личными достоинствами: сила, смелость, зоркость (для охотника это незаменимо); так описывается Марк Шаля Длинный, "Хозяин земли":



Охотник он старый, глаз у него острый. СМелый к тому же, смерти - и той не боится!

Именно Хозяин земли организует охоту, все остальные, признавая его авторитет, подчиняются ему беспрекословно; однако это вовсе не означает, что ему достанется бОльшая часть добычи:



Дома разделим мы добычу на столько частей, сколько всего нас охотников. Потом бросим жребий и каждый возьмет то, что ему полагается - и разойдемся по домам.

Причем так и не ясно, кто именно сказал эту фразу - это как бы коллективное бессознательное, это уклад их жизни, так думает каждый из них. Из рассказ совершенно непонятно, о каком времени идет речь - но, учитывая, что Албания никогда не была в передовых странах, это может быть как средние века, так и 19 век - где-то уже вовсю просвещенный, а где-то еще донельзя патриархальный и даже почти первобытный.

Наслаждения этих древних людей 19-го века (по некоторым микропризнакам я склонна думать, что это всё же 1800-е какие-то годы) выглядят следующим образом:



Поедим хорошенько, выпьем и тем усладим свою душу.

Интересно, что на страницах рассказа не видно ни одной женщины - даже при сборах и при описании планов на вечер). Сыны Албании - они такие, самозарождающиеся каким-то образом гордые птицы, орлы:



Кто служит ему, богу Томори? - А служат ему орлы, шкипы, они - его ангелы; вот потому-то нас и величают шкиптарами, ибо молимся мы орлиному богу и отличаемся силой и зоркостью орлиной"

Прекрасная в своей поэтической древности попытка объяснить необъяснимое - тайну происхождения албанцев - наука до сих пор не нашла ответ на этот вопрос, все теории - это вольные гипотезы (приложили здесь руку и пеласги, и иллирийцы, и фракийцы, и другие древние народы Балкан, с небольшим влиянием турок и славян).

Кроме выпивки и еды мальсоры услаждают свою душу и богатствами устного народного творчества; так, возвращаясь с удачной охоты они поют песню:



Великий сильный Скандерберг,
албанский вождь-воитель,
геройских горцев князь и бек,
отважный предводитель...

Мальчуковая цивилизация горных албанцев), суровая и прекрасная в своей дикости, наивности, силе и гордости.