Больше рецензий

1 ноября 2022 г. 16:04

387

5 The past is never dead, it's not even past

«1947. Год, в который всё началось» — это биография 1947 года, поэтическое повествование о том, что происходило в послевоенном мире. В книге параллельно ведутся несколько сюжетных линий, где сочетаются и переплетаются истории событий, истории личностей и истории идей, многие из которых формировались как раз в то время.

В 1947 году ООН решает регламентировать права человека на международном уровне. Рафаэль Лемкин борется за то, чтобы геноцид законодательно признали международным преступлением. Вследствие обострившегося арабо-еврейского конфликта начинается раздел Палестины. Британская Индия разделяется на независимые государства, что приводит к кровопролитным столкновениям и впоследствии к войнам. Продолжаются Нюрнбергские процессы над нацистскими преступниками и начинается восстановление послевоенной Европы, наводнённой беженцами, которых нигде не ждут и которые оказываются никому не нужны. Женщины лишаются рабочих мест, когда мужчины возвращаются с войны. Симона де Бовуар начинает работу над «Вторым полом», Джордж Оруэлл заканчивает черновой вариант «1984», Томас Манн дописывает и публикует роман «Доктор Фаустус», в котором метафорически формулирует итог нравственной катастрофы родной страны. И многое, многое другое.

Книга — многогранная и эмоционально тяжёлая, пробирающая до мурашек. В ней нет художественной приукрашенности, сухого перечисления исторических фактов или полного погружения в одну из многочисленных историй, потому что эта книга не про конкретную личность или событие. Авторка писала о том, чем примечателен и важен 1947 год как для мира, так и для неё самой. Она писала о том, что резонировало с её душой и откликалось горечью в сердце: о поэзии и о чувствах, о боли и о надежде, о своей семье, пострадавшей во время войны. О том, как в памяти возникали провалы и как мир отстраивался на трясине забвения.

Две с лишним сотни страниц сопровождались недоумением, ужасом, печалью, а также неприятным чувством, будто мир совершенно не учится на своих ошибках, будто люди не усваивают уроков прошлого, боль быстро забывается, а память благополучно стирается. Заключительная часть книги оставляет за собой гнетущую пустоту внутри. Всё это перекликается с происходящим с нами здесь и сейчас, и становится вдвойне паршиво. И втройне страшно.