Больше рецензий
31 октября 2022 г. 18:11
127
5 Паника, или Страданию нет предела
Рецензия«Они хотели узнать, можно ли как-нибудь повернуть назад или аннулировать то, что мы сделали; и можно ли выкупить то, что мы потеряли тогда.»
(М. Джон Харрисон. «Великий бог Пан». Рассказ. 1988)
«Всё, что делается в Плероме, — необратимо.»
(М. Джон Харрисон. «Великий бог Пан». Рассказ. 1988)
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Само название рассказа «Великий бог Пан» (The Great God Pan) М. Джона Харрисона сразу же вызвало у меня две ассоциации: паника и похоть. И одному и другому, если они встали на твоём пути, противостоять можно, но сложно. Теперь осталось проверить верна ли, интуитивно предполагаемая, идея рассказа М. Д. Харрисона, и какой, возможно, в ней скрывается тайный смысл.
Эта история – длящаяся. Она началась 20 лет тому назад и длится до наших дней. Автор перемежает фрагменты события 20-летней давности с настоящим. Точно также он манкирует эпизодами с участием четырёх персонажей рассказа: Спрейка, Лукаса, Энн и Я-персонажа, от лица которого ведётся рассказ.
Получается такое оригинальное мозаичное полотно повествования. Поэтому, чтобы разобраться во всём и понять, что почём, мне читать пришлось внимательно и неспеша (мечта любого автора, чтобы их произведения читали вдумчиво и неспеша, уж если они трудились над ними долго).
Когда-то, 20 лет тому назад, когда всем участникам некоего события было по двадцать лет и были они студентами, их приятель Спрейк, который был, видимо, постарше остальной троицы ребят, подбил их на участие в сомнительном эксперименте, связанном с Древнегреческими богами.
Автор не рассказывает подробно, что тогда произошло, но ясно только одно, что выйти из эксперимента такими же, какими они в него вошли, ребятам не удалось. Всё. Уже этого довольно, чтобы понять, как события того июньского цветущего дня повлияли на судьбу каждого из трёх.
В этой связи вспомнился роман «Тайная история» Донны Тартт, в котором описан подобный эксперимент. Но там этот эпизод не является сюжетообразующим, хотя, несомненно, важен для развития сюжета романа. А что же с ними было дальше? Это важный читательский вопрос: что дальше?
Chi vivra vedra, как говорят итальянцы. Поживем – увидим. Вот и М. Д. Харрисон даёт нам такую возможность: увидеть.
«Великий Бог Пан» мог бы стать, на мой взгляд, прекрасным дополнением к роману Д. Тартт. Хотя он и сам по себе великолепен. Он описывает морально-психическое состояние таких же студентов, как и у Тартт, которые однажды «вышли из леса». Харрисон рассказывает о том, о чём не рассказала Донна: что стало потом с этими ребятами. Каково это потревожить Древнего Бога?
Если вспомнить, кто такой Бог Пан, то всё становится на свои места, когда мы видим появление психических расстройств у каждого из троих бывших студентов. Больше всех не повезло девушке – Энн. Её жизнь превратилась в ад на земле: жизнь в постоянном состоянии паники.
Паника – невидимый и ключевой персонаж рассказа. И название его ясно указывает на это.
Бог лесов, полей – козлоногий Бог Пан – вовсе не добродушное пьяненькое божество, играющее на свирели (сиринге), возмущающий плоть людей, ввергая их в неконтролируемую похоть, Он способен сеять безотчётный внезапный страх и ужас не только на отдельных людей. Целые войска на войне Пан способен обращать в паническое бегство …
Вот и бегут персонажи рассказа, убегая от жизни, не смея взглянуть ей в глаза:
«Если ты чувствуешь, что убежал от жизни, значит, ты не победил.»
А что такое есть убегать от жизни? – Страх и паника. Какая же это жизнь?
«Жить полной жизнью можно, лишь платя за это собой.»
Рассказ мистический. А мистика, магия – реальны, как сама жизнь. И этот рассказ из сборника «Дети Эдгара По» написан в жанре магического реализма. А кто не верит, что мистика и магия реальны, тот допускает ошибку.
«Я видел их, но допустил ошибку, решив, что они ненастоящие.»
Замечательный рассказ. Лично мне очень понравился. Я даже, проникнувшись им, создала картинку-иллюстрацию.
«— Кто это такие, Энн?
«— Страданию нет предела», — сказала она. Её голос звучал невнятно и хрипло. — Они преследуют меня повсюду.
Я с трудом оторвал от них свой взгляд.»