Больше рецензий

30 октября 2022 г. 21:20

236

5 ֍ СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, или ВСЕМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ֍

картинка Santa_Elena_Joy



«И все же каким-то забавным образом она и в самом деле кажется живой, да?»
(Агата Кристи. «Кукла в примерочной». 1958)

«Понимаешь, во всей этой истории не за что уцепиться. Есть только кукла, которая все время оказывается на новом месте.»
(Агата Кристи. «Кукла в примерочной». 1958)

Ох, и никто бы вообще внимания не обратил на эту дурацкую куклу из кукольного театра, если бы не клиентка пошивочного ателье – миссис Феллоуз-Браун со своим пекинесом – Фу-Лингом. Так бы и лежала она в кресле, практически сливаясь с окружающим интерьером…

Если бы у себя в доме вы обнаружили, не принадлежащий никому из домашних, предмет, что бы вы сделали? – Я бы постаралась выяснить, чьё это. Ничьё? – Тогда выбросить немедленно! Всё-таки, как ни крути, мистические предрассудки живы в каждом из нас. Мало ли что?..

Вот и миссис Феллоуз-Браун, клиентка пошивочного ателье, советует модисткам: «На вашем бы месте я бы от нее избавилась.»

В ателье – чужая кукла, и ничья. Либо кто-то из клиентов забыл, либо кто-то оставил намеренно.

Но вот что странно. Первое: никто первое время не замечает куклу. Второе: вдруг ухудшается память и наваливается тотальная рассеянность на Алисию Кумби, хозяйку ателье: «С ума сойти! — воскликнула она. — Просто с ума можно сойти, когда все улетучивается из памяти в следующий же момент.» К тому же ещё она стала «терять» свои очки, а без них ничего не видит.

… Агата Кристи накручивает детективную интригу: кто-то из работников ателье перемещает тряпичную куклу из одной комнаты в другую, с дивана – в кресло, с кресла – за столик. Ей даже удаётся каким-то непостижимым образов выбираться из запертой комнаты.

Какова же цель этих невероятных перемещений куклы, внушающей страх и злобное отвращение? – Если кукла решила отвоевать ателье: комнату за комнатой, а потом избавиться от всех, кто в нём работает, то нужно поверить в мистическое происхождение этих событий. Ибо более никому не выгодно лишаться дохода от работы в ателье.

Тут-то и становится понятно, что рассказ написан не в жанре детектива, а – мистического реализма. Вот тогда всё и становится на свои места. И читатель в конце концов понимает, о чём хотела сказать своим читателям Агата Кристи.

Просто потрясающий финал! Для любителей магического реализма – бальзам на душу. Что в мире важнее, желаннее и искомее, чем любовь?

Очень светлый рассказ. Если бы меня спросили, в какой цвет он окрашен, то я бы ответила: в изумрудно-мятный…