Больше рецензий

28 октября 2022 г. 16:10

519

5 Великий Гэтсби по-колумбийски

Бедный 17-летний юноша Флорентино Ариса влюбляется в 13-летнюю дочь зажиточного сеньора Фермину Дасу. Между молодыми людьми при пособничестве тётушки Фермины возникает переписка, которая продолжается даже после того, как разгневанный отец девушки увозит её из города. Влюблённые обещают друг другу пожениться при первой же встрече. Спустя несколько лет, вернувшись в родной город и случайно столкнувшись с Флорентино на улице, Фермина вдруг понимает, что всё это время любила сложившийся в голове образ, а не реального юношу. Девушка отказывает ему и через некоторое время выходит замуж за известного в городе врача, потомка уважаемого рода. Сердце Флорентино разбито, но он всё равно продолжает любить Фермину. Он готов ждать сколько угодно, пока не настанет день, когда он сможет вновь признаться возлюбленной в своём бессмертном чувстве. Ему придётся ждать 51 год 9 месяцев и 4 дня...
Согласитесь, звучит как история о красивой, вечной, всепобеждающей любви. Но на деле всё гораздо прозаичнее. Фермина, по современным меркам, была совсем ещё ребёнком, когда познакомилась с Флорентино. Её "любовь" была результатом детского любопытства, желания пойти наперекор воле отца и навязанного ей Флорентино обязательства. И она действительно придумала себе образ возлюбленного и подпитывала эту иллюзию, пока та вдруг не разбилась о ничего общего с ней не имеющую действительность. Замуж девушка вышла тоже не по любви, а из-за уязвлённой гордости и нежелания остаться старой девой. Подарок судьбы, что её брак, при условии, что муж в начале тоже не питал любви к избраннице, выдался более-менее удачным и относительно счастливым. Относительно, потому что муж всё-таки оказался не на столько чист и безгрешен, как все вокруг полагали, да и к тому же всю жизнь Фермина прожила, по сути, постоянно считаясь с мнением других и подавляя свои истинные желания. Сначала всё подчинялось воле отца, затем подстраивалось под мнение мужа и общества. И лишь овдовев, Фермина почувствовала, что несмотря на огромную для неё потерю, она, наконец-то, обрела свободу. Вы спросите, вспоминала ли она все эти годы Флорентино? Буквально, пару раз. Он был для неё призраком прошлого, причём не самым приятным, тенью ничего для неё незначащего человека, молью, тем, кто, как ей казалось, должен был её ненавидеть. Иными словами, никакой любви к нему она в сердце не хранила.
Флорентино же не забывал её никогда, лелея мечту, когда-нибудь всё-таки соединиться с возлюбленной. Но это не помешало ему на протяжении 50 лет сношаться (иначе это не назвать) со всем, что движется, начиная от женщин, годящихся ему в матери, заканчивая 14-летней дальней родственницей, бывшей его, 76-летнего старика, воспитанницей. И все свои связи он тщательно скрывал, чтобы Фермина никогда не узнала о его неверности. Настолько тщательно, что многие в городе считали его ориентацию нетрадиционной. Этакий Ван Гог на максималках: я безумно вас люблю, но мне очень надо для "гигиены", для здоровья. Что до его великой "любви", то, как мне кажется, не было её здесь. Была мечта, мания, непреодолимое желание быть с человеком, некогда поразившим воображение. Фермина являлась для него путеводной звездой, которая вела его по жизни. Точнее, это он себе придумал, что она его куда-то ведёт. Была потребность и он мечтал когда-нибудь её удовлетворить. Флорентино старался беречься, чтобы сохранить себя для будущей встречи, с возрастом он начал переживать, что его или её смерть может разрушить все планы, скрупулёзно отмечал все признаки надвигающейся на них старости, но продолжал ждать и надеяться, потому что очень хотел быть со своей "возлюбленной". Но при этом страдалец ни разу не подумал о том, чего хочет сама Фермина. Счастлива ли она, ждёт ли чего-то, мечтает, нужен ли ей вообще Флорентино с его неувядающей "любовью". Нет, зачем занимать себя подобными мыслями? Ведь он уверен, что в конце концов они будут вместе, а остальное не важно.
Финал романа выглядит как хэппи-энд: два постаревших, раздавленных жизнью человека, наконец-то, обрели друг друга и свою спокойную, зрелую, лишённую юношеского пыла любовь. Ну, если закрыть глаза на всё, что было на предыдущих 500 страницах, то в это вполне можно поверить. Я бы даже сказала, очень хочется поверить.
Несмотря на то, что история и герои меня не особо впечатлили, роман мне понравился. Даже больше, чем всё остальное, что на сегодняшний день я читала у Маркеса. Автору часто ставят в вину, что он поместил на страницы произведения так много пошлости и грязи и так мало любви. Но мне показалось, что это как раз очень похоже на правду. Как это ни прискорбно, но чистая, безгрешная любовь всё чаще встречается только в книгах, а то, что описал Маркес, попадается в жизни сплошь и рядом. Кроме того, для меня ценно, с какой любовью и уважением писатель раскрывает историю своей страны и знакомит читателей с её культурой. Без прикрас, так, как есть, изображает испанское наследие приправленное местным колоритом. Всё это может нравиться, либо нет, это можно принимать, либо отвергать, но факт остаётся фактом - это своя особенная, веками формировавшаяся культура. И лично мне интересно с ней знакомиться, хотя она и остаётся для мне чуждой. А роман рекомендую к обязательному прочтению!