Больше рецензий

28 октября 2022 г. 10:22

343

3 Очень субъективно о кино

Я давно и нежно люблю кино, и не только новое, но и старое. Периодически читаю книги по теме, смотрю лекции и в целом имею некоторые представления о развитии кинематографа. Поэтому книга Игоря Беленького не стала для меня открытием, но несколько сюрпризов преподнесла. Как приятных, так и не очень.

Автор не пытается рассказывать обо всех режиссерах и фильмах, он фокусируется на главных центрах ― а это США, Франция, Италия, Германия, Россия, очень выборочно Скандинавия (для меня самая интересная часть) и Азия ― и препарирует особенности каждого из них на разных этапах исторического развития. Это очень удобно, придает книге системность и не дает запутаться в обилии фактов.

А фактов здесь много ― и статистика посещения кинотеатров, и самые распространённые жанры, и социальные/политические/экономические факторы, влияющие на все эти процессы. Сухие цифры и справки сопровождаются весьма любопытным анализом. Автор делает акцент не на череде совершенствований техник и приемов (хотя и им уделяет немало времени), а на том, каким образом и почему кино отражало (или не отражало) реальную жизнь людей. И какие из лент оставили «след в истории». Субъективно, но подано с интересного ракурса.

Однако у субъективности есть и обратная сторона: при упоминании России (и СССР) Игорь Беленький не может держать себя в руках и выплескивает на читателя все свое омерзение. Особенно это заметно, когда он рассказывает о периоде 20-30-40 годов: многие важные режиссеры и картины попросту не упоминаются, не говорится о «полочных» фильмах, все упрощается до уровня пропагандистских (и массовых) работ и рассуждений о политике с проведением параллелей с нацистской Германией. И так все периоды ― все не то и все не так.

Добавлю, что достается не только нашему кино, но и иностранному, а именно 1980-2000 годов. Беленькому оно тоже не нравятся, и стоящих картин там практически нет. А среди массовых фильмов какая-то странная группировка. Например, работы Тима Бертона и Джоэла Шумахера про Бэтмена ― это фильмы для детей, а серия про Терминатора — фэнтези.

Стоит ли в таком случае читать книгу? Выборочно, как справочник — почему бы и нет, полностью — даже не знаю. Местами интересно, местами передернуто, местами слишком эмоционально.