Больше рецензий

27 октября 2022 г. 23:47

104

3 Спойлер Борьба за королевский трон на фоне сущностей вселенского масштаба

У меня с каждой книгой "Культуры" одна и та же история постоянно происходит: начиная новый для себя роман, всерьёз задумываюсь, почему в прошлый раз решила не продолжать чтение цикла ближайшее время, но где-то к середине появляется сакраментальное "а, так вот почему".

У Бэнкса всегда одна и та же проблема: его фантазия прекрасна и невероятна, он выдумывал потрясающие по сложности и захватывающей притягательности космические миры, про которые хочется больше и больше узнать... А потом сосредотачивался на описании бытовых проблем третьестепенных героев формата "как себя чувствовал при затмении пятый столб на сельской ярмарке".

В "Материи" самой Культуры-то почти нет. Весь фокус - на цивилизации сарлов, которая делит свою территорию с другой цивилизацией, которая на самом деле им родственна. И ладно бы это была технологически развитая цивилизация, так нет же.

Я страшно не люблю псевдосредневековый антураж в сеттинге научной фантастики, когда рыцари с железными мечами и чугунными пушками соседствуют с космическими кораблями, потому что он вызывает у меня когнитивный диссонанс. В конце концов, я же не эпическое фэнтази пришла читать, правда?
Поэтому "Материя" мне не особо-то понравилась: концентрация мечей и сражений тут слишком велика для того, чтобы закрыть на них глаза, тогда как про саму Культуру со всеми её притягательными модификациями и пластичной моралью хорошо если десятая часть от всего объёма. Про технологии, Разумы и соседних Эволютов - ещё меньше, наскребётся от силы пять страниц.

Повествование разбито на две с половиной линии, где две происходят внутри пустотела (те самые треклятые сражения и дворцовые церемонии), и только оставшаяся половинка посвящена космосу. По сути, весь сюжет случается в прологе и в финальной главе. Всё, что было между этими событиями, можно выкинуть без ущерба для понимания основной идеи.

Основная идея, без вопросов, прекрасна как рассвет.
Исчезнувшие не то в небытие, не то в сингулярность цивилизации, одна из которых смогла построить обитаемые миры-пустотелы из нескольких уровней, связанных между собой гигантскими столпами. Внутри уровней - искусственные звёзды и атмосфера, в центре - чудовищная по размерам и древности форма жизни, которую местные принимают за бога. Уничтожаемые той, второй из исчезнувших, цивилизацией без явной причины пустотелы причём, и уцелела лишь их малая часть. Анклавы галактических цивилизаций, связанных между собой сложными отношениями наставников, учеников и избегающих открываться мошенников. Контакт Культуры, который вечно лезет чёрт знает куда и вытаскивает чёрт знает что наружу, что потом приходится возвращать в безопасное состояние Особым Обстоятельствам. Древние тайны, развалины и машины возрастом в миллионы лет.

Захватывает? Ещё как.

Только этого всего почти нет.
Зато есть драка за трон между регентом, убившим своего друга-короля, и малолетним принцем, размазанная на четыреста совершенно бесконечных страниц, полных страданий, покушений, размышлений и прочих удивительно фантастичных элементов. Да.

А ещё меня невероятно удручил финал.

Вместо того, чтобы раскрыть, что же имелось ввиду под "ограничить и закрыть" галактику, о чём довольно правдоподобно вещало вселенское ктулху-илн, вырвавшееся на свободу из пустотела, вместо того, чтобы раскрыть наконец, почему эти пустотелы так отчаянно уничтожались, или вместо того, чтобы объяснить, как эта махина вообще уцелела где-то там внизу, происходит ничего.
Буквально, ничего; как такового, даже конца истории нет. Самопожертвование во имя высшей цели - конечно, здорово и достойно, но я хотела бы узнать разрешение интриги, к которой мучительно продиралась шестьсот страниц сквозь внутреннюю псевдосредневековую политику и армейские манёвры.
Да, мы можем сделать вывод, что пустотел выжил, из эпилога, но что случилось со вселенским ктулху, местным древним божком и самой Джан Серий - ой, да какая разница, лучше ещё про наследование трона (это так внушительно и интересно рядом с событиями галактического масштаба) подумаем.

Кстати, весь километр повествования, к кому же перейдёт этот треклятый трон, по итогу ни к чему не приводит тоже, потому что никто из так бесконечно выписываемых участников королевско-регальной борьбы в него не сядет. "В общем, все умерли" в лучшем виде.
Это тоже ЪУЪ, причём ещё какое - зачем тогда читателю понадобились все эти участники, если они всей толпой закончились, бесславно и бессмысленно.

От романа я осталась с ощущением глубокого непонимания, зачем я вообще читала это всё, когда можно было прочитать примерно пятьдесят страниц с тем же эффектом. Всё ещё не побило антирекорд "Инверсий", от которого было совсем уныло, но что-то прямо разочаровало.
И ведь такой потенциал-то у задумки, эх.