Больше рецензий

26 октября 2022 г. 20:03

322

4.5

Какое же удовольствие получаешь, читая иные детские советские книги! Тихое, спокойное, уютное, ни с чем не сравнимое удовольствие. Как хорошо отрешиться от грязи и забот современного мира и уйти с головой в послевоенные — конечно, очень трудные, часто голодные, но такие человечные — годы.

Язык у автора очень простой, без претензий — книга рассчитана на средний школьный возраст — но при этом очень теплый и музыкальный. Обволакивающий. Если она пишет про дождь за окном и яркую осень, погружаешься настолько, что начинаешь слышать шорох дождя по асфальту и чувствовать запах мокрых листьев, долетающий через форточку. Но больше, чем описания природы захватывают описания музыки. Как завлекательно рассказывает автор о занятиях на скрипке! Как хочется всё бросить и сесть за пианино, и снова играть... Более того, хочется взять скрипку и научиться играть — гаммы, этюды, концерты, двойные ноты — жаль, что не прочла ту книгу в детстве! Как бы она могла тогда увлечь меня игрой на инструменте!

Марина учится в пятом классе. Идет 49-ый год. Марина самая обычная девочка. Она не хватает с неба звезд, она не идеальна, у нее свои взлеты и падения. В чем-то она очень взрослая, как и все ее сверстники, слишком рано повзрослевшие в те тяжелые годы. И так здорово у автора получается подчеркнуть иногда буквально одной фразой, одним предложением, что несмотря на все трудности, уже увиденные и прочувствованные девочкой, она остается ребенком!
— давай отпразднуем наше примирение!
— А как?
— Давай знаешь как? Давай поиграем в куклы!

Школа, в которую ходят Марина и ее друзья, не простая общеобразовательная школа. Помимо обычных предметов ребята играют на музыкальных инструментах сольно и в оркестре, они изучают сольфеджио и музыкальную литературу. Здесь собрались творческие люди, не простые. И отношения у них не всегда складываются гладко.

Мне не очень понравилось то, что взрослые — учителя, родители, вожатые — вмешиваются в отношения детей. Они сами поссорились — сами помирятся! Зачем сталкивать их вместе, ускоряя этот процесс? Иногда его можно не ускорить, а наоборот.. разрушить все ненужной спешкой.

Не понравился учитель скрипки, дающий один и тот же концерт детям разного возраста, с разной подготовкой и данными, сталкивающий их лбами — дети расстраиваются, обижаются друг на друга, включают соперничество. Не хороший спортивный, соревновательный дух, а плохое, отмеченное завистью или чувством превосходства. Не понравилось, что он дает сначала что-то архи сложное, а потом вдруг отбирает и дает какой-то примитив. Но хуже всего то, что он занижает своим ученикам оценки, считая, что это должно их стимулировать. Или что они не заслужили и это случайная удача на экзамене. У меня была похожая учительница пару учебных лет... Как же я ее терпеть не могла! До сих пор ее плохо вспоминаю. Она снижала мне оценку (как я потом узнала от мамы), когда экзаменаторы ставили мне баллом выше, а у меня после этого опускались руки и НАПРОЧЬ пропадало желание заниматься! Нельзя всех детей, тем более творческих, под одну гребенку. Тут к каждому свой ключик надо искать. Как он с такой методикой всех учеников не растерял? Я вот от той учительницы в итоге ушла.

Но если отвлечься от частностей и личностей, книга мне очень понравилась. И тем, как она написана. И тем, о чем она написана. Дала возможность поностальгировать и погрузиться в воспоминания детства и юности, снова переживая те моменты, когда вся моя жизнь состояла из одной лишь музыки. Не понравилось лишь то, как воспевала автор Сталина, какой он весь из себя замечательный и "спасибо за наше счастливое детство". Противно становится, когда начинают славословить тирана. Ну, и количество дифирамбов коммунизму в какой-то момент стало зашкаливать. За Сталина и коммунизм минус полбалла.

Хотела еще что-нибудь почитать у автора, получив такое удовольствие от книги, но — увы для меня — кроме Марины Петровой у нее сплошные сказки. Причем для самых маленьких.