Больше рецензий

Ingris

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 октября 2022 г. 01:18

217

4.5 Проезжаю я зловещие места...

...Там, где человек — главное богатство недр...

Я сейчас вычитываю "Мастерство Некрасова" Чуковского, и кое-что из произведений Николая Алексеевича Некрасова показалось логичным перечитать - впервые со времен где своих школьных лет, где школьных лет сына. Причем ни позже, ни раньше учителя не рассказывали обстоятельств, при которых создана и вышла мини-поэма "Железная дорога" (главным было выучить сколько-то строк наизусть, блин). Про эпиграф-то упоминали - но только про первый слой смысла, что хоть принято говорить, что строил Николаевскую железную дорогу царь Николай I или его министр Клейнмихель, но поэт-то говорит о том, что строил ее русский мужик! Современникам Некрасова в 1865 году было очевидно, что Клейнмихель тут фиговый листок от цензуры - "а что? я ничего, я про дела давно минувшие, Клейнмихель давно в отставке и ругать его можно, тот царь помер, сейчас-то все в ж/д строительстве не так? ведь не так?" Проблема была в том, что было всё так и даже хуже, потому как масштабнее - дорог стало строится много, воровали из бюджета и из платы строителям тоже много, народу гробилось тыщи и тыщи, а правительству было норм. Некрасов не захотел молчать и напечатал поэму в своем журнале в краткий момент цензурной оттепели (когда кое-что на вид безвредное можно было печатать без предварительной проверки, но если цензор возмутится потом - будет страйк (временный запрет издания), три страйка - вечный бан журналу). Некрасов рискнул, тираж ушел в народ, прилетел страйк (уже второй), а на следующий 1866 год - третий, и "Современник" закрыли по личному указанию царя (между прочим, этот журнал был основан Пушкиным в 1836-м, да и Некрасов им занимался аж с 1847-го - на тот момент большую часть своей творческой жизни).
Николай Некрасов как революционный демократ поднимал темы для народа актуальные, не замшелые, и видение положения дел в стране расходилось с мнением правящей элиты. Для генерала вон, умершие от жутких условий люди, делавшие государственное дело - фу, какая бяка, нечего поминать при детях такое, а вот картинка унижения нищих строителей барствующими экономистами-барыгами - благолепие.
Так подумаешь, что не хватает нам сегодня Некрасовых, ясным общерусским слогом говорящих о проблемах в стране, которых правящие круги как бы и знать не хотят, не то что решать... Но ведь есть и сегодня такие поэты. Много лет как есть, сильно до СВО. "Железная дорога" так очень даже перекликается через полтора века с "Георгиевской ленточкой" Игоря Растеряева:

За окнами весенний лес летит,
Я еду в ленинградской электричке.
Напротив меня девочка сидит
С георгиевской ленточкой в косичке.

Сегодня эту ленточку носить
На сумке можно, можно – в виде брошки,
Но я прекрасно помню и без лент,
Как бабка не выбрасывала крошки.

Как много лишнего мы слышим в дни побед,
Но только этой патоке с елеем
Не очень верят те, кто в десять лет
Питался, в основном, столярным клеем.

А время умножает всё на «ноль»,
Меняет поколение поколением,
И вот войны подлеченная боль
Приходит лишь весенним обострением.

Над этой болью многие кружат,
Как вороньё, как чайки… И так рады,
Как будто свой кусок урвать хотят
Бетонно-героической блокады.

Я еду в поезде, смотрю на всё подряд:
В окно, на девочку с прекрасными глазами,
А за окном солдатики лежат
И прорастают новыми лесами…

И далее по тексту. Кто не слышал - рррекомендую.