Больше рецензий

23 октября 2022 г. 20:45

631

2.5 Лазарь, натурально, встал и вышел (в окно)

В основном меня привлекла аннотация: интересно было, как автор представил человеческое общество без смертей, сосредоточенное только на одном процессе - воскрешении всех людей, когда-либо живших, и при этом не переехавшее в виртуальную реальность.
Мне потому что представить не удалось.

Автору, судя по всему, тоже. Поэтому про общество он особо ничего писать, кроме базовых характеристик "тут кто-то живёт и получает деньги за то, что живёт, а не за свою работу, иногда страдает от безделья, но недолго", не стал.
Да и про что вообще стал - тайна великая.

Роман состоит из двух частично пересекающихся линий: прошлого, XI век на Земле, и настоящего, на планете, которая Землю изображает. Обе они повествуют про одного и того же главного персонажа, Ингви, датского викинга, который побывал в Англии, получил увечье, сходил в паломничество, в Иерусалиме и умер окончательно; а потом воскрес. В будущем. И как-то в этом будущем живёт, вон даже на работу в полицию устроился, где и расследует какое-то странное преступление с отрубанием конечностей, батареями и местным аналогом ФСБ на подтанцовках.
Линия про прошлое не понравилась совсем; даже с учётом фантастичности всего повествования, она выглядела скорее как ролевая игра, где современные люди представляют жизнь в XI веке в красивых костюмах в антураже заданного сценария. Все участники разговаривают так, как если бы родились в компьютерную эру и вдобавок получили обязательное высшее образование, собственно, как они и "в будущем" разговаривают, и ведут себя всюду одинаково. Понять, что это разные не то, что эпохи, но человеческие общества, невозможно, не будь сносок, где какой год, я бы не справилась.
Детективная, про будущее - напротив, не прям завораживающая, но читаемая. В моменты, когда Ингви просто бегает по окружающему миру и пытается сложить мотив и цель постоянно испаряющегося в неизвестность преступника во что-то внятное, следить за повествованием интересно. (До момента, когда наступает финал, и в нём надо найти смысл, но закроем на это глаза.)

Всё это слабо приправлено эсхатологическими рассуждениями, да и общая интрига закручена вокруг религиозных фанатиков, которые не согласны с такой вечной жизнью, но что-то как-то... Несмотря на увлекательность вопроса соотношения воскрешения человеков человеками со вторым пришествием, рассуждается на его тему довольно вяло. И ответа даже со стороны главного героя не даётся: так, честно говоря, и неясно, у него как там с личностным кризисом на фоне вероисповедания, вчера он был христианским паломником, сегодня - полицейским в антураже футуризма, и всё это просто есть.

Но самое главное, чего я так и не смогла выяснить из романа: конечную цель "Архивариуса". Судя по описанному масштабу, это всё требовало бесконечного количества ресурсов, а эти вложения даже в самом развитом и гуманистическом обществе, подобном Миру Полудня, всё-таки потребовалось бы оправдывать.
Так вот - чем их оправдывали? Зачем человечеству воскрешать всех, кто когда-то жил? Не выборочно, гениальных учёных, не особо одарённых деятелей искусства или там хотя бы особо отличившихся персонажей, чтобы заполнить пробелы в истории человечества, а вообще всех? Если бы у человечества внезапно оказалась потребность срочно заселить огромный сектор космоса, чтобы поставить флажок "занято" перед мордой рептилоида, это сработало бы в качестве обоснования. Но в "Архивариусе" людям запретили размножаться, потому что ресурсов на новых человеков нет из-за воскрешённых.

А это точно хорошее решение для эволюции человеческого вида?
Да? Что-то я не уверена.

Основная проблема романа для меня - именно в том, что он ничего не объясняет, и чудовищно тяжело проникнуться интересом к истории, которую на три четвёртых надо додумать. Какие-то вкрапления "почему это так работает" есть, но в основном читатель должен сам представить всё, от того, где эта планета находится, до того, что там за чудо-технологии такие в батареях и на попрании каких принципов макромира они работают. Физическая часть лора вообще мало что объясняет, ещё меньше, чем историческая.

Вообще, конечно, "Архивариус" по своей структуре и стилю сильно сценарий напоминает: очень большая концентрация на том, что как выглядит, и сухой текст без подробностей, к тому же, небольшой по объёму. Отдельные моменты явно стараются быть очень яркими, легко представимыми, чтобы прям взять - и сразу переносить на экран. И чтоб задумываться о глубинном содержании за погонями, драками и телепортациями некогда было.

Роман явно намекает, что у него будет продолжение, но я вряд ли возьмусь читать. Ни мир, ни персонажи не показались мне сколько-то интересными, а разрешение всё нагнетаемого конфликта оказалось скомканным и бестолковым.

Почему книга "бестселлер", так и не постигла.