Больше рецензий

23 октября 2022 г. 13:25

761

4.5 Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать

Прочитав труд В. Вернадского, философию стала восприниматься иначе, важным предметом для развития мировоззрения. Обсуждение вопросов философии, всевозможных тем бесконечный процесс. Но во время таких обсуждений и появляется диалектика – искусство спора, рассуждения.
Труд советского философа, филолога, писателя «Дерзание духа» раскрывает не только метод диалектики, но и то как думать, как разбирать проблему, с чего начинать работу. Книга начинается с того, что к профессору приходит студент, желающий получить ответы на вопросы, например, как научиться мыслить. В процессе их диалога студент развивает такую тему, которая беспокоит и меня. Разве делая что-то мы не должны прийти к логическому завершению, решению проблемы, получению ответов на вопросы? К чему усилия, если они не приводят к окончательному решению? На что профессор ответил:



- А зачем тебе окончательное решение? Чтобы перестать стремиться? Чтобы перестать быть проблемой? … А разве мало того, что уже правильная постановка проблемы есть начало решения этой проблемы?

Далее книга привела к тому, что я стала рефлексировать на тему восприятия нынешней действительности молодежью, которая так активно стремится к противостоянию, к свободе, митингуя, но что есть для них свобода? Отсутствие всевозможных рамок? Но разве найдя схожее мнение и действовать по его наводке есть свобода? Разве это не проявление той же власти, желание подчинить то что не угодно, разве это неподчинение самого себя новому «лидеру»?
Каждый человек должен иметь здравый смысл, иметь критическое мышление прежде чем лезть в проблему, которой хотите задать новый вектор движения, новый путь развития. Для этого необходимо с начало воспитать это мышление, для этого и нужна диалектика, чтобы рефлексировать не только над проблемами современности, но и своими, историческими в комплексе. Искать противоречия, пути преодоления противоречий, вот где суть.



Фундаментальное познание истории способствует осмыслению не только произошедшего, но и происходящего, обобщению явлений жизни, творческому развитию теории.

Для выработки собственного мировоззрения, для познания действительности автор предлагает следующие этапы:
Первое: живое созерцание;
Второе: абстрактное мышление;
Третье: практика.



…то общество, в котором одни мыслят, но не работают, а другие работают, но не мыслят, есть общество рабовладельческое, эксплуататорское

К этому от себя хочется добавить, что действовать на уровне эмоций и инстинктов не приведет к гармонии, к решению, это ведет лишь к разногласиям, вражде, жестокости.



Каждый из нас должен поступать так, чтобы его поведение по крайней мере не противоречило всеобщему и свободному человеческому благоденствию…

Книга увлекла, зацепила, преподнесла не мало тем для размышления, не мало головоломок. Не могу сказать, что поняла ее на 100%, для этого придется еще не раз вернуться к прочтению, сложностей там хватает (формулировки, слова, отсылки к античным мыслителям их изречениям). Но она задала вектор развития моему мировоззрению, которое ограничивалось только сферой моих интересов.
Кстати, часть книги посвящена разбору труда В.И. Ленина, у меня к нему сложное отношение, но ознакомиться с его сочинениями захотелось.

"Книга, которая останется на моей полке"

Если заметили ошибку, пожалуйста, сообщите.