Больше рецензий

Ребекка Попова (rebeccapopova)

Эксперт

ЛайвЛиба, вашими молитвами

23 октября 2022 г. 01:09

952

4 Когда тщеславие становится опасным

В этом романе итальянский автор сам дает читателю подсказку для интерпретации его замысла. Один из персонажей — учитель литературы — говорит на уроке своим ученикам:



Первое правило любого великого романиста – копировать. Не все это признают, но все вдохновляются либо своими предыдущими произведениями, либо текстами другого автора.

И чуть позже добавляет :



Зло является настоящим двигателем любого повествования... Запомните: историю творят отрицательные герои.

Так какое же произведение вышеупомянутого «другого автора» легло в основу «Девушки в тумане»?
Лично я чаще всего вспоминала об "Исчезнувшей" Гиллиан Флинн и о некоторых романах Себастьяна Фитцека — ну, здесь все-таки еще и психиатр имеется... Но, возможно, у каждого читателя возникнет своя индивидуальная цепочка ассоциаций с прочитанными ранее книгами.

В общем, в этой книге Карризи подтвердил мою версию о мастерской игре с сюжетами, возникшую при чтении его более позднего романа «Я - бездна». В «Девушке...» автор берет из других романов несколько готовых сюжетных тропов на тему поисков пропавшего человека (в частности - ребенка), серийных маньяков, подражаний серийным маньякам и затем логически выворачивает их на свой лад, сопровождая своим, новым смыслом.

Остановлюсь чуть подробнее на своей ассоциации с «Исчезнувшей».
В романе Флинн мне как раз не слишком нравится именно его вторая часть, и происходит это потому, что там начинается бесконечная тягомотина на тему правосудия — книга становится слишком «американской» со всей этой шумихой в СМИ, анализом прогнозов изменения общественного мнения при том или ином освещении событий и т.д.
И вот в «Девушке» - особенно с появлением в сюжете адвоката — происходит примерно то же самое. То есть пристальное внимание уделяется уже не самим деталям расследуемого преступления, а личностям участников расследования и движущим силам их поступков, не все из которых, мягко говоря, бескорыстны и благородны.
Стражи правопорядка настолько заняты решением собственных проблем, что только ближе к концу романа один из участников расследования оказывается в ситуации, когда поневоле
«вынужден заниматься тем, чем никогда не занимался и не был уверен, что умеет.
Расследовать».

Но вот только в романе у Флинн мы долгое время продолжаем сравнивать мужскую и женскую версию событий и гадать, кто же из двоих «ненадежный рассказчик». А у Карризи таким «стержнем» читательского интереса до самого конца служит сама загадка преступления.