Больше рецензий

tutapatuta

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 октября 2013 г. 08:35

1K

5

Из всех фильмов, снятых Марком Захаровым по сценариям Г. Горина, «Дом, который построил Свифт», пожалуй, наименее популярен у зрителей. Фильм запоминается чернильно-серым видеорядом, пронзительной музыкой и первоклассным актерским ансамблем, впрочем, последнее обычно для М. Захарова. Из множества советских трагикомедий, в том числе захаровских, «Дом» выделяется явным креном в сторону «траги-», что, в свою очередь, отвлекает внимание от комического, не позволяет зрителю смеяться легко и бездумно. Вероятно, поэтому фильм попал в категорию недооцененных, с формулировками «слишком мрачный», «слишком затянутый», даже «слишком скучный».
И если постановка Захарова, его режиссерские решения – вопрос кинокритиков, то о сценарии Григория Горина можно с уверенностью сказать: это самостоятельное литературное произведение, чрезвычайно глубокое и талантливое.
В отличие от «Формулы любви» или «Мюнхгаузена», где философия и политическая сатира надежно спрятаны под водевильной легкостью и суетой, в этот раз автор играет всерьез и не хочет щадить чувства почтенной публики; его смех горек, улыбки полны иронии, его актеры умирают на сцене, истекая всамделишной кровью. И вот зритель (читатель), застыв в недоумении, глядит внутрь балаганчика и не может понять, почему клоун больше не пляшет.

«Дом, который построит Свифт» - самое сильное, на мой взгляд, произведение Г. Горина. Оно так плотно набито мыслями, эмоциями и откровениями, что по крутизне превосходит многие «большие романы». Прежде всего, благодаря концентрированности — т. к. здесь нет проходных мест. Читатель волен сам домысливать необязательные подробности, а размазывать кашу тонким слоем автор не намерен: как говорится, умному достаточно, а глупому сколько ни объясняй...
Почему-то такой юмор принято называть английским (может, потому, что он так же условно понятен массам, как англ. язык): когда не гогочешь во все горло и не хихикаешь до колик в животе, а сначала удивленно поднимешь брови, потом лукаво улыбнешься и головой еще покачаешь, в смысле «ну надо же… ух ты, вот это да»… а потом загрустишь, когда мысль выкристаллизуется и соединится с личным. Как, например, в главе про Рыжего констебля, когда хочется взяться рукой за сердце и всплакнуть над судьбой человечества.
Апофеоз «Дома» - это, безусловно, сцена «обращения» доктора или, точнее, его прозрения, или причисления к лику святых, это разрыв шаблона, инсайт и катарсис, и еще черт знает что. Просто браво.

- Ну слава Богу! Наконец-то... - Патрик вытер пот и торжественно пошел к выходу, - Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!


Ну, в общем, чего и вам желаем…

Комментарии


Мое ИМХО что все же именно киноповесть "Тот самый Мюнхгаузен" самое сильное и самое трагичное произведение у Горина. А относительно юмора, больше всего доставила киноповесть "О бедном гусаре замолвите слово".


я бы сказала, по "Мюнхгаузену" фильм идеальный получился, интересный на всех "слоях", поэтому и к самой повести отношение такое душевное. но по глубине и трагичности, на мой взгляд, "Свифт" все же его превосходит


Горин был под колпаком у цензоров, поэтому ему приходилось вуалировать все под песни и пляски. Главная идея "Мюнхгаузена" это противопоставление и противостояние отдельно взятого человека и общества где человек оказывается проигравшим, да еще и сам в петлю под давлением залез. А "Свифта" я не до конца понял, хоча впечатление было в целом хорошее.

Я ни в коем случае не спорю относительно того какое произведение круче. Это замечательно, что у Горина так много равнозначных произведений, в которых каждый находит что-то свое. ;)


Ого! Спасибо. Очень люблю этот фильм.


Вы правы, прекрасная пьеса. )
И на мой взгляд, ее лучше читать, чем смотреть.


Я тоже так думаю.