Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

16 октября 2022 г. 20:02

529

3.5 Спойлер Какое же преступление здесь произошло?

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Спойлеры.

Нет предела людским странностям.

Техника. Произведение переведено адекватным русским языком. Стиль повествования достаточно неплохой. Описания достаточные, хотя и имели место повторения в стиле «копипасты». Диалоги по сути свойственны своему времени, но есть сомнения в некоторой «осовременнености». К сожалению, я не нашла аудио-версии романа, а она пришлась бы кстати.

Мысли: о, а эта книга писательницы оказалась живенькой и читалась с любопытством. Примерно три пятых книги читается мгновенно, на четвёртой части текста уже приходится томиться в ожидании новых действий, а пятая часть — развязка — вызывает желание спросить: «Мадам, вы издеваетесь? Уберите свой рояль!». Как понятно из предыдущей фразы, меня расстроил финал произведения, поскольку произошло сразу несколько вещей, серьёзно решивших ход дела. Да, кое-что даже было логически обосновано, за что писательнице плюс, но по сути всё это были так называемые «рояли в кустах». А я их недолюбливаю.

Далее со спойлерами.

Завязка дела немного раскрыта в аннотации. На самом деле всё завязано на том, что в рассказ девочки не верит адвокат, которого нанимают подозреваемые, и ещё несколько умудрённых жизненным опытом человек. Общественность почти целиком на стороне Бетти, а полиция умывает лапки, поскольку дело не очень хорошее — ни с одной из сторон нет убедительных улик ни для обвинения, ни для защиты. Поэтому, как водится, защита обвиняемых дело... юриста обвиняемых. Всю книгу мы идём лапка в ногу с Робертом Блэром, пытающимся доказать, что хорошенькая голубоглазая куколка-Бетти нагло лжёт.

Персонажи на мой взгляд были не слишком раскрыты. Мы видим конкретные образы персонажей, но не более того. За ними, как бы нет истории. То есть вот персонажи живут, пока они на сцене в данный конкретный момент времени. Но когда книга завершается — их не существует, продолжение романтической истории представляется слабо. Прошлое персонажей было местами очерчено, но также лишено каких-либо особенностей. Так что я бы сказала, что у Тэй получаются «моментальные» персонажи, о которых не захочется размышлять впоследствии, представляя себе их прошлое и возможное будущее. Это не делает книгу хуже, но мне больше нравится, когда персонажи более самостоятельны и самобытны.

По-идее, в книжке хорошо описывается опасность скоропалительных выводов, последствия отсутствия презумпции невиновности и прочие радости судебных разбирательств. Всё расследование мне было довольно неловко, поскольку чётко вставать на сторону обвиняемых было затруднительно. Ведь обе дамы Шарп держались с английской стойкостью и аристократизмом, а сердечко велит заочно подозревать всех и вся. Поэтому рассказ Бетти всё же мог оказаться правдой, а значит, девочка бы заслуживала сочувствия. Если честно, пойди писательница именно по такому пути, наверное, роман понравился бы мне больше. Мне больше нравится ужасаться, когда под таким вот внешне замечательным фасадом стойких и достойных восхищения людей кроются чудовища, а ранее поносимая последними словами жертва обретает отмщение.

«Настоящий преступник, — сказал однажды Кевин, — обладает двумя неизменными чертами (они-то и делают из него преступника!) — величайшим тщеславием и величайшим эгоизмом. От этого так же трудно избавиться, как и от цвета глаз!»

В принципе, указанное до цитаты является правдой и для этого романа, вот только жертвой оказывается совсем не Бетти, а ложно обвинённые дамы. И я, честно говоря, в ауте от наглости юной особы, вступившей на кривую дорожку и от откровенной тупости похотливого дядьки, развлекавшегося со школьницей. И тот факт, что Бетти «подцепила» его ни в коей мере не умаляет его преступления с моральной точки зрения. Миссис Чэдуик вызывает у меня неоднозначные мысли — с одной стороны, жалко, что мудень изменяет ей направо и налево, а с другой — милая, может дело не в девушках, а в самом кобелине?

Да и сама по себе история настолько невероятная и наигранная, что встаёт вопрос о наличии мозгов у общественности, свято поверившей в якобы произошедшее. Две немолодые дам якобы похищают здоровую и сильную девочку, держат взаперти и избивают, заставляя заниматься починкой белья за еду. А потом девочка чудом сбегает и добирается до дома — прямо-таки история из криминального романа. О, так это ж он и есть, кхм. Вот только писательница придерживается реализма и дело раскрывается намного прозаичнее — Бетти оказывается «девицей лёгкого поведения», которая укатила с левым кобелиной в Данию на две недели, а после попыталась жить на его даче. Но вскоре всё это хозяйство девочке надоело, да ещё и жена любовника объявилась и избила «от всей души». Вот и вернулась юная... девчуля в дом приёмных родителей со сказочкой о похищении. Самое смешное, конечно, что у Бетти оказывается настолько крутая фотографическая память и догадливость, что на основании увиденного со второго этажа автобуса она умудряется описать своё «заключение» настолько «правдоподобно», что мать и дочь Шарп подвергаются судебному дознанию. А начиналось-то всё очень даже интересно и классно: было весело наблюдать за Робом, интересно узнавать новые обстоятельства, следить за тупенькой общественностью.

В общем, любопытное дельце, пока не находится правда. Слишком уж простое решение всех проблем. Но это по-своему мило, наверное. Кстати, у романа указан цикл «Инспектор Алан Грант, книга №3», но не беспокойтесь, Грант появляется от силы в пяти мини-эпизодах и делает целое ничего. Так что читать книгу можно как самостоятельное произведение. И, что самое смешное — это единственная книга цикла, у которой нет аудиоверсии.

свернуть

Итог: думаю, что в случае чего можно попытаться обратиться к произведениям этой писательницы. Оказывается, она умеет писать относительно динамично и увлекательно, но стоит быть готовой к разочарованиям от развязки дела.

Книга прочитана в рамках игр:
«Собери их всех!» [L10. Квест №48];
«Камелия» клуба «Уютная кофейня»;
• «Кот в мешке». «Шатер №2. Безумная котобулошная».
Котоклассификатор.
Объём произведения: 320 страниц.
Время действия: весна, неуточнённого года [но после 1843 г.].
Место действия: маленькие городки Милфорд, Ларборо, Эйльсбери и город покрупнее Нортон, Англия .
Теги: главный герой юрист частной фирмы, исчезновение девочки-подростка, обвинение в похищении и причинении тяжких телесных повреждений, девочка-сирота [живёт в приёмной семье], кража, вандализм [надписи на воротах, битьё стёкол, поджог], уничтожение чужой собственности [домик-то сгорел], шантаж, общественный суд в маленьком сообществе, официальное полицейское дознание, выездные заседания в суде, лжесвидетельства, наём частных сыщиков-профессионалов, развитие романтического интереса к подзащитной, поэт как второстепенный персонаж, разрыв помолвки, «гадкая» шумиха в «жёлтых газетёнках», путешествие за границу [в воспоминаниях и в финале].
свернуть