Больше рецензий

16 октября 2022 г. 11:08

361

4 Не все мы умрем, но все изменимся

Вчера познакомилась с романом Алексея Скалдина "Странствия и приключения Никодима старшего" (и с самим Алексеем Скалдиным тоже заодно познакомилась, даже не знала, что такой автор существует). Не могу не поделиться впечатлениями.

Главный герой сего повествования Никодим – старший из пяти детей, младшего из которых тоже, кстати, зовут Никодимом. Да-да, фантазия родителей на пятом ребенке, вероятно, была исчерпана, если воспринимать всерьез, что пятый ребенок в этой семье-таки был. На самом же деле, уже в третьей главе начинаешь задаваться вопросом, что вообще из описываемых событий имело место, а не было горячечным бредом (а автор дальше упоминает, что Никодим дважды болел горячкой) или галлюцинациями героя.

Сюжет завязывается с приходом к Никодиму двух изгнанных с Афона монахов, просящихся пожить в рабочей избе. Вот только мимо окон Никодима каждую ночь туда-сюда шастают три тысячи чудовищ с пораженными сифилисом носами, вослед которым однажды начинают ходить и монахи. Заканчивается все, понятное дело, плохо: отрезанными головами тех самых монахов, закинутыми через окно мезонина в Никодимов дом, и исчезновением матери, которая и до этого собиралась с силами, чтобы уйти. Никодим в свете отрезанных голов понимает уход матери не иначе, как самоубийство, но в слабой надежде, что она все еще жива, начинает поиски… преследуя по ночам сифилитичных чудовищ! Ну ничему мужика жизнь не учит.

А дальше начинается собственно путешествие.

Если вы думаете, что речь идет о простом перемещении между точками А и Б с целями развлекательными или познания мира, то вы ошибаетесь так же жестоко, как и я. Герой почти хаотично, подчиняясь каким-то знакам, запискам, подсказкам перемещается из Петербурга в Архангельскую область, обратно в свою деревню, на Валдай, снова в Петербург, потом вдруг оказывается в Яффе, но географические метки не несут почти никакого смысла. В какой-то момент начинаешь понимать, что роман построен по принципу совершенно иного пласта литературы, но вывернут так, что конечная и начальная точки путешествия поменяны местами.

Жанр хождения в древнерусской литературе известен довольно хорошо, византийскую же агиографию без путешествий представить практически невозможно. Однако в каноничном виде герой проходит испытания, духовно преображаясь, очищаясь, приближаясь к недосягаемому образцу лика Господня. Страсти, которые он испытывает, служат его духовному росту, и с каждым своим шагом герой все дальше удаляется ото зла, отворачивается от ада, и, достигая конечной точки своего путешествия, оказывается обновленным и укрепленным в вере. С Никодимом все происходит наоборот.

Встретив некую no name госпожу NN, которая почти что с порога при первом знакомстве признается Никодиму в том, что она ведьма, герой оказывается одолеваем грехом желания. Прелести NN признают и другие мужчины, но у них хватает ума держаться от нее подальше, лишь оказывая ей какие-то услуги и получая от нее услуги взамен (нет, не сексуальные, чисто делового характера). Никодим же с первого взгляда влюблен, и хотя к NN его привели поиски матери, он постепенно забывает о своей основной цели, признаваясь себе, что любовь к NN владеет им куда сильнее, чем сыновний долг. От этой точки – признания власти прислужницы темных сил над своей душой - начинается его духовное падение. Сомнительные знакомства, сомнительные делишки, которые Никодиму приходится обделывать вместо своего друга, сомнительные выводы – все это приводит его к мысли о допустимости убийства, и этот момент становится точкой невозврата. Поездка в монастырь только усугубляет ситуацию. Вместо праведных монахов Никодим встречает воспоминающего о юной девице старца и уродливого пронырливого послушника, подслушивающего исповеди и радующегося разнообразию чужих, в особенности женских, грехов. Самого Никодима как бы случайно заселяют в келью, в которой по слухам обитает бес. Разумеется, встреча должна состояться при любых обстоятельствах… Вот только совершенно непонятно, были ли бес, или Никодим вел беседы сам с собой, или он и есть тот самый келейный бес. Бес, кстати, болен гордыней настолько, что отрицает над собой единоначалие сатаны, и Никодим с удивлением для себя признается, что бес ему нравится, и вот уже вскорости мертв один из недругов, которому Никодим вложил в руку револьвер, подтолкнув к самоубийству. Мнимая театральная смерть по-настоящему забирает у героя остатки человеческого, наделяя все еще непонятными ему магическими силами, и однажды в Содомской долине он встречает NN, которая почему-то оказывается его женой. В довершение всего Никодим становится сказочно богат, как и все, вращающиеся вокруг NN, люди. Вроде бы хэпи-энд, но осадочек, как говорится, остался.

События в романе крайне фантасмагоричны, иррациональны, в целом бессмысленны. Внешние метания героя между городами-весями противопоставлены его внутреннему пути, с которого он ни разу не сворачивает. Аллегории, переклички с другими произведениями можно рассмотреть в каждой главе. Если монастырская часть не избегла влияния Достоевского, то в бытовых описаниях чувствуется влияние литературы серебряного века в целом. В качестве одного из героев выведен серый цилиндр, остальные же герои текучи, неуловимы, и совершенно непонятно, настоящие ли они и их имена. Диалоги намеренно стилизованы под середину девятнадцатого века, и потому, когда стиль разговора не совпадает с его целью, выглядят комично. В романе довольно иронии и юмора, такого же абсурдного, как и сама почва для его появления, а так же переизбыток символов и загадок, так и остающихся без ответа.

С точки зрения построения сюжета некоторые моменты были мне совершенно непонятны. Например, для чего автор вводил в повествование сестер и братьев, разве чтобы Евлалия сообщила, что ей снились негры, а Валентин увидел с крыши, как Никодим упал лицом в борозду (даже не спрашивайте, лучше читайте). Больше никакой смысловой нагрузки эти персонажи, на мой взгляд, не несут. Или для чего автор делает акцент на том, что на мебельной фабрике для иностранцев изготавливают из дерева части человеческого тела, причем не только руки-ноги, а даже такие, о которых мужчины говорят шепотом и краснея.

Если же говорить о выборе имени для главного героя, то нельзя не вспомнить, что Никодим является одной из ключевых евангельских фигур в мистериях суда и воскресения Иисуса Христа, однако в романе о погоне за благами цивилизации, капиталом и телесными наслаждениями имя со значением “побеждающий народ” имеет совершенно противоположное и совсем не благое значение.

P.S. C «Мастером и Маргаритой”, мне кажется, никакой связи у романа нет. Это совершенно разные по духу и авторскому посылу произведения. Роднит их только эпоха написания и отсылки к Библии, но родство это нашему забору троюродный плетень.

Кому порекомендовать этот роман, понятия не имею, так что, дружочки, на ваш страх и риск.