Больше рецензий

15 октября 2022 г. 13:25

1K

3.5 «Скольких еще людей не разглядел я в своей жизни? Сколько печали не заметил за улыбками?»

⠀⠀⠀Я крайне далека от азиатской культуры, в особенности от японской мифологии, которая так или иначе пронизывает книгу «Полусолнце» Кристины Робер. В этом деле, честно, я профан (аниме не учитываю). Во мне теплились сомнения по поводу книги — нередко встречала противоречивые отзывы о ней. Но, к счастью, начав слушать «Полусолнце», я быстро погрузилась в сюжет, и в течение недели с удовольствием слушала. Возможно, именно аудиокнига делает произведение более интересным, захватывающим и эмоциональным (и сделаю ставку на это). Однако вопросы все же есть. Поэтому обо всем по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Япония, начало XVII века. Шиноту, молодой господин из рода Сугаши, отправляется в далекое путешествие вместе с Кацу и Коджи, чтобы попытаться найти Мидори, его племянницу. Шин, в мире которого нет места магии и демонам, сталкивается с реальностью, где все, что окружало его, было притворством и ложью. Встреча со Странницей Рэйкен полностью меняет весь уклад жизни Шина, ведь теперь он узнает свою судьбу. Теперь поиск Мидори осложняется вопросами жизни и смерти, ведь за Рэй, полукровкой, охотится чистокровный демон, который пойдет на все, чтобы найти и вернуть ее. Ставки слишком высоки, а день, который расставит все по своим местам, невыносимо быстро приближается. Игры судьбы и предназначение, любовь и ненависть, предательство и надежда, жизнь и смерть.
⠀⠀⠀Сюжет раскрывается от лица таких персонажей, как: Рэйкен (полукровка, кицунэ), Шиноту (хого, защитник), Коджи (племянник Шина), Кацу (друг Шина) и Хэджама (наставник Рэй). Книга поделена на 3 части: «Странница», «Душа из чужого мира» и «Предназначение странника». Первая и третья части — про настоящие события, а вот вторая — про прошлое Рэй. К композиции книги нет вопросов, как и к развитию сюжета: получилось динамично и насыщенно. А психологизм и взаимодействие персонажей также сделали свое дело — сюжет наполнен эмоциями и переживаниями. Начало интригует, а концовка заставляет расчувствоваться — что еще требуется?
⠀⠀⠀А теперь поговорим по поводу наполнения, атмосферы и задумке. Мне сложно оценивать фактологические моменты, связанные с японской мифологией. Однако, когда читала, не почувствовала, будто это конкретно Япония (кроме отличительных черт, явлений и существ). Это может быть любая другая страна, в которой могут обитать ёкаи и кицунэ. Нет такой атмосферы, которая бы указала — да, вот Азия и Япония. Несмотря на то что мне понравилась задумка в целом, остаются вопросы к атмосфере, которая слабо ощущается или не ощущается во все. Когда вы возьмете любую книгу, написанную японским автором (или любым другим из азиатской культуры), вы явно почувствуется разницу, как минимум в мировоззрении людей. Конечно, сложно, писать про эпохи, культуры и нации, к которым не относишься, но, если и писать на такие темы, то, возможно, стоит уделить больше внимания культуре (например, с помощью книг той эпохи).
«Нас определяет не наследственность, а выбор. Гармония трех составляющих: решений разума, желаний души и чувств сердца».
⠀⠀⠀В книге особенно сильно цепляют персонажи. И скорее всего благодаря чтецам, которые смогли передать характеры, многие оттенки их эмоций и переживаний. Впечатляет Рэй Кеноки или Рэйкен. С одной стороны, перед нами встает образ расчетливой, язвительной и опасной женщины, которая готова по головам идти, чтобы достичь своих целей. Именно так она представляется долгое время в книге. Но потом, с другой стороны, когда раскрывается ее прошлое, понимаешь, насколько Рэй отличается от внешнего образа. Одновременно сильная и слабая, опасная и беззащитная, насмешливая и грустная, знающая жизнь и одинокая. Ее мотивация раскрыта неплохо, и ей веришь. Маленькая беззащитная девочка, которая столкнулась с жестоким миром, где полукровок могут презираться везде, где опасность таится за каждым углом. И эмоциональная связь с Хэджамом, которая тяготит ее душу, также раскрыта на 100%.
«Мне не стоило держать язык на привязи, а нужно было чаще показывать характер и озвучивать все, что тревожило и злило меня. Только в такие моменты рождается правда. Только тогда понимаешь, что важно, а что можно отпустить. Споры ведет разум, а ссоры — сердце».
⠀⠀⠀Если говорить про Шиноту, то он кажется несколько слабее в проработке, чем Рэй. Да, Шин — персонаж с сильным стержнем и принципами. Но он как будто более предсказуемый, более скучный или более тривиальный (нужное — подчеркните). Его поступки предугадываешь, потому что вот эти принципы «ненавижу демонов» и «ничего не знаю, в моем мире нет магии и прочего мракобесия» легко разваливаются под давлением реальности. Слишком предсказуемый ход в развитии персонажа. Но в то же время радуют его размышления о предназначении, судьбе и семье. То, как он раскрывается в конце, улучшает его образ, что не может не радовать. Поэтому не все так плохо, но сомнения все же остаются.
«Скольких еще людей не разглядел я в своей жизни? Сколько печали не заметил за улыбками? Мне казалось, сам я никогда не надевал маску, и судил остальных по себе».
⠀⠀⠀Жалко, что в книге не так много частей, в котором повествование велось бы от лица Хэджама. Возможно, следовало бы добавить небольшой момент с ним под конец книги. Как раз Рэй в главе «Замок» задается вопросом: «О чем он думает?». И вот хотелось бы узнать. У меня нет однозначного мнения по поводу антагониста книги, но при этом отлично раскрыта связь между ним и Рэй. Вот это было действительно интересно. Взаимодействие персонажей на высшем уровне. И вот Саваки на фоне Хэджама даже больше впечатляет. Далее, Кацу, который появляется в первой части, тоже не вызывает сильных эмоций, но его линия нетривиально развивается, которая, естественно, окажет значительное влияние на сюжет. И, конечно же, Коджи. Одна из самых увлекательных линий: разный спектр эмоций, нетривиальное развитие персонажа, поступки, которые удивляют. За ним было нескучно следить.
«Связать кого-то — не значит расположить к себе. Связь может быть как преданной любовью и дружбой, так и ненавистью».
⠀⠀⠀Персонажи книги могут впечатлить, а аудиоверсии так вообще добавляют определенный шарм. Однако часто возникали вопросы к их поступкам. Например, Шиноту и Рэйкен. Их метания сначала казались логичными, ведь неудивительно, столкнулись два разных мира, в одном из которых ненависть к демонам возведена в абсолют, а во втором — вина за случившееся в прошлом и желание достичь мечты. Но потом постоянные эмоциональные качели начинают надоедать. Особенно в третьей части (таких метаний там слишком много). Если бы я просто читала книгу, постоянно бы плевалась, в аудиоверсии — попроще. Дело не в том, что переживания и метания — это плохо, нет, наоборот, это раскрывает персонажей, но, когда одни и те же грабли, возникает вопрос к писательнице, которая использует одни и те же приемы.
⠀⠀⠀Затем, не совсем понятно, зачем в аннотации упоминается «эпоха враждующих провинций» (Livelib и Читай Город) или «20 лет закончилась война» (Litres). И книгу сложно назвать «исторической литературой» (тег на Litres), потому что, если и есть какие-то исторические события, то они происходят фоном и никак не влияют на сюжет (попытка была, но увы). И не воссоздается та эпоха, о которой говорится. Да, были рассуждения о войнах и людях, переживших эти события (глава 1 или 4), но, на мой взгляд, этого недостаточно. В Читай городе также указано то, кому может понравиться книга. Для поклонников фильма «Мемуары Гейши» — серьезно? Как минимум стоит прочитать оригинал (даже у него есть проблемы, увы), который исказился в фильме, а «47 ронинов» — вообще не в ту сторону зашли рекомендации.
⠀⠀⠀Остановлюсь также на чтецах (Егор Морозов, Илья Сланевский, Анастасия Шумилкина, Александр Гаврилин, Кирилл Радциг). Читалась книга невероятно круто — сразу чувствуешь характер персонажей. Особенно зацепило то, как передавались эмоции Шина — просто сильно, а также Рэй — проникновенно и эмоционально. Например, в 7 главе под названием «Замок», где Рэй говорит: «Милостивые боги, как же я запуталась». И Анастасия Шумилкина отлично передала эту тяжкую ношу и эти эмоции, которые испытывает героиня. Я не фанатка аудио, но эта книга с такими чтецами оставила после себя только положительное впечатление. Единственное, что хотелось бы отметить: переходы между главами выбиваются из общей канвы повествования, ритма и атмосферы в целом. Слишком мелодично? Слишком весело? Сложно сказать, но явно стоило подобрать другую музыку.
Выводы:
⠀⠀⠀Стоит сказать честно: я уверена, что, если бы я читала книгу сама, а не слушала аудиоверсию, все было бы иначе. А именно — хуже. Когда писала рецензию, я всегда сверялась с текстовым вариантом, и так или иначе удалось познакомиться с авторским стилем. Он неплох, но вопросы возникали. Поэтому аудиоверсия — лучшее решение в данной ситуации. И, как я уже сказала, я действительно впечатлена работой чтецов! Книга же оставила по большей части положительные эмоции: сюжет и персонажи правда привлекают внимание. Но остаются проблемы с повторением эмоциональных качелей (надоедает) и атмосферой, которая вроде и кажется аутентичной, но в ней не ощущается конкретно азиатская культура (кроме связанных с ней слов и понятий). Рекомендую ли я эту книгу? Скорее да, чем нет. Есть много интересных моментов, но и тривиальности не мало — будьте готовы к такому. И, если вы решите остановиться на «Полусолнце», выбирайте аудиоверсию, вы не пожалеете.