Больше рецензий

13 октября 2022 г. 14:07

1K

5 Поток мыслей философа

Каждый человек индивидуален, у каждого свой взгляд на мир, сформированный жизненным опытом, природными задатками. В этом корень проблемы объективного взгляда на внешние по отношению к субъектам предметы и мысли. Ситуация заметно осложняется, если мы берем во внимание такую категорию, как самопознание. Передать мысли и чувства читателю становится сложнее в разы, т.к. разность взглядов возводится в квадрат, т.к. субъект и объект в некотором смысле сливаются. Такая задача, наверное, под силу настоящему философу, коим в данном случае является Николай Бердяев.
Книга Николая Бердяева «Самопознание» — это поток мыслей автора, который пытается охватить богатую автобиографию. Встречи с людьми, исторические перемены, путешествия, разговоры – все это так или иначе повлияло на мировоззрение философа, модифицировало генеральную идею, заключавшуюся в свободе творчества. До Бердяева творчеству не приписывалось религиозной значимости. Целью религиозного сознание утверждалась любовь, благочиние, праведность, но не творчество. Согласно Бердяеву, Бог показывает себя через творческую составляющую этого мира. Философ не отождествляет царство Божие с царством мира. Бог, создав мир, устраняется, чтобы заново открыть себя миру, а не управлять им. Бог ждет творчества от человека. Творческий человек в свою очередь берет на себя ответственность не только за себя, но за Бога, которого он проявляет. Идея свободы творчества насквозь пронизывает всю жизнь философа и является, как мне кажется, центром его личности. Творчество полностью свободно, а необходимость, как противопоставление свободе, это следствие объективизации мира, т.е. как только появляется объект, так сразу появляется необходимость и свобода погибает. «Свобода – это нежелание знать необходимость». Потерю свободы философ называл грехом. Бердяев тяготел материальным миром, его гораздо больше увлекал мир творчества, в котором необходимость полностью исчезала и царствовала свобода.
Несмотря на то, что автор после революции навсегда покинул Россию на печально известном «философском» пароходе, Бердяев остался русским по своему содержанию философом. Он хорошо замечает отличия западных и русских людей. Бердяев отмечает, что французы очень интеллектуальны, но в них нет душевности. Русский же человек сразу говорит о нравственности, переходит на личности и спорит о самом главном, пытаются добраться до сути. Западные философы рассматривают проблему в культурном преломлении, а не по существу. К примеру, они рассуждают об одиночестве Петрарки, Руссо или других мыслителей, но никогда не говорят об одиночестве как таковом в отрыве от чьих-либо мыслей.
Кингу Бердяева «Самопознание» не стоит рассматривать, как описание абсолютной истины. Можно вступать с ним в полемику или соглашаться, тут уж каждый выбирает сам, но ознакомится и понять его идеи, думаю стоит, т.к. они затрагивают довольно глубинные понятия человеческого бытия, открывают новые формы и пути, развивают идеи христианского понимания мира.

Источник