Больше рецензий

10 октября 2022 г. 13:51

313

4 “В сорок лет жизнь только начинается!” Катя Тихомирова. А в пятьдесят – заканчивается. Доррит Вегер.

Под какими только названиями не выходила эта книга, но “Биологический материал” – самое подходящее, хоть и представляет собой довольно жирный намек на содержание книги, хотя, с другой стороны, аннотация тоже раскрывает сюжет довольно прилично. Так что, не ходя вокруг да около, разбираемся, что за антиутопия вышла из-под пера Нинни Хольмквист.

Практичная, демократичная, развитая экономически, богатая и привлекательная для жизни Швеция провела ряд реформ в социальной политике своего государства, чтобы максимально поднять уровень жизни нужных граждан. Само понятие “нужный” подразумевает, что существует антипод. Всё верно, как ни странно, но в обществе есть и ненужные люди. Согласно закону, за который проголосовало большинство, к категории ненужных относятся женщины и мужчины пятидесяти и шестидесяти лет соответственно, неимеющие детей, постоянных партнеров и стабильного источника заработка. Самое интересное, что к последнему пункту относятся в основном (как это явствует из текста) писатели, скульпторы, художники, то есть в большинстве своем интеллектуалы, люди творческие, думающие. Ненужные граждане отправляются в Отделение резервного банка, где у них есть возможность принести пользу обществу: стать участниками экспериментов, где на людях тестируют новые лекарства и теории, а также быть источником биологического материала для нуждающихся нужных, то есть раз за разом отдавать свои органы. Люди, попадающие в Отделение прекрасно понимают, что это их последнее пристанище, а общество, со своей стороны, делает всё возможное, чтобы последние годы ненужных были скрашены удобством и комфортом проживания. В Отделении есть всё: бассейны, библиотеки, магазины, рестораны, спортзалы, сауны, выставки, кинотеатры и театры. Всё доступно и абсолютно бесплатно.

Героиню романа Доррит Вегер сотрудники Отделения забирают из её домика. Она знает, что её ожидает и думает, что готова, хотя, конечно же, подготовиться к такому невозможно. Но, как мы знаем, человек ко всему привыкает, и для Доррит начинается другая жизнь. Новые знакомые, единение и дружба, как это только может быть с людьми, находящимися в одной лодке посреди океана только без надежды на спасение.

Задумка у Нинни Хольмквист очень интересная. Хотя, уверена, эмоциональный отклик на книгу был бы у меня мощнее, если бы я не читала “Не отпускай меня” Кадзуо Исигуро. Но я читала, а потому могу сравнивать. В данном случае сравнение не в пользу шведской писательницы. На фоне романа Исигуро книга Хольмквист больше похожа на зарисовку. Но вот интересный факт: разница выхода романов составляет всего год. Скорее всего, идея пришла авторам почти одновременно, но исполнение Исигуро виртуозно, а вот роману Хольмквист не хватает продуманности и интриги таково моё мнение.

В любом случае, читали вы что-то похожее или нет, роман Хольмквист очень тяжелый именно в эмоциональном плане: сама идея “ненужности”, отсутствие надежды, пассивность, страдания, практически пытка, физическая и психологическая, над людьми, которые и до попадания в Отделение уже чувствовали себя почти что изгоями и белыми воронами в обществе “нужных”. Просто представить возможность такого общественного устройства – уже страшно. Но вот если говорить об исполнении авторской идеи, то здесь есть нелогичности, странности. Да и сам текст выдержан в очень лаконичной, простой манере изложения, настолько, что кажется слабым, напоминает скорее набросок к роману, чем, собственно, законченную книгу. Как уже отмечала выше, например, почему так много представителей именно интеллектуальных и творческих профессий в Отделении? Разве накопленный жизненный опыт идет во вред писателям или художникам? Разве стране не нужны люди, приумножающие культурное богатство и наследие? А может в этом и была одна из идеи романа, кто знает? Не только показать вариант развития демократического общества, где всё поставлено на службу практике и приумножению в демографическом плане, но и сделать тонкий намёк на то, что люди думающие, выбирающие альтернативный путь, даже ценой собственной жизни, стране не нужны? Ведь такое общество обречено, Хольмквист об этом упоминает вскользь: вместо того, чтобы строить крепкие отношения, чтобы создавать семьи, где дети растут в любви и заботе, люди стремятся как можно раньше обезопасить себя от перспективы стать ненужными.

Вопросы, которые поднимает в своем романе Нинни Хольмквист, конечно, легко прочитываются: гуманен ли подход деления людей на нужных и ненужных, правильно ли это, что человек, несоздавший семью к пятидесяти годам, должен отдать своё сердце или почку умирающей матери или отцу семейства, разве не может природа или судьба дать шанс на счастье “возрастным” членам общества, да и само общество, способное принимать такого рода жертвы – здорово ли оно?
Вопросов и тем, над которыми хочется задуматься много, но давайте остановимся на одном: ненужных людей не бывает.