Больше рецензий

5 октября 2022 г. 23:15

165

4.5 Это то, что тебе нужно, даже если ты ещё не знаешь

Увлекательная сатира на современное общество цифрового потребления; не столько антиутопия, сколько комедия о крестовом походе против корпорации-монополиста с уровнем абсурда, граничащем с тотальной шизофренией.

Сюжет начинает развиваться сразу двумя параллельными линиями, которые под конец окажутся связанными.
В первой Петер пытается вернуть товар, который гигантская корпорация ему подсунула как "нужный", но терпит неудачу за неудачей, во второй - полным ходом идёт подготовка к выборам, где от одной из партий выдвигается на пост президента андроид. Со слоганом "машины не ошибаются", и этим же слоганом The Shop мотивирует отправку того, что считает нужным, Петеру.
Потому что машина знает лучше, что ему нужно, даже если он с этим не согласен или он этого ещё не понял.
При этом и Петер, и Джон, который кандидат в президенты, не одиноки в своих крестовых походах, и это тоже забавно: первого сопровождают в основном машины, которых он спасает от смерти в своём перерабатывающем прессе, а второго - в основном люди, которые пытаются убедить других людей в том, что за машиной в управлении - будущее. Население не верит и протестует, умудряясь породить даже каких-то "разрушителей машин", ловко упуская из вида тот факт, что вообще ими уже правят машины и их поисковые алгоритмы.

Книга пропитана иронией, но не сарказмом, стиль повествования здесь довольно, ну, мягкий, никакого агрессивного высмеивания, хотя доведение до абсурда - главная составляющая. Гигантские корпорации лишают людей выбора, подбирая за них и для них вещи, работу, партнёров, новости, книги, домашних питомцев и кандидатуру, за которую надо голосовать на выборах. Нет личных имён, нет старых названий городов, нет истории, нет прошлого, только чистое и светлое будущее, да и настоящее вроде неплохое.
Нет, настоящее самое хорошее - потому что в Стране Качества всё превосходно и всё может быть только в превосходной степени! Кроме личных свобод, потому что а зачем они там кому-то нужны, ведь сеть уже посчитала все профили и вместо дурацких метаний определит самый правильный путь для каждого, кто в ней оказался.

А кто не вписался, не согласен или смеет быть недовольным - он просто "бесполезный" и его социальный рейтинг ниже дна, так что пусть не возникает.

И всё это было бы смешно, если бы не было так грустно. Как бы не хотелось думать обратное, но большая часть того, что подаётся в романе как высмеивание технологического прогресса, свернувшего куда-то не туда, в наличии уже сейчас. Tinder подберёт партнёра, Amazon подсунет товары, а банк пришлёт кредитку, только нажми заветную кнопочку; люди - не более, чем цифровой товар, который сам платит за то, чтобы им управляли, а на персональных данных, которые качаются от одного маркетингового отдела к другому, делается всё больше денег.
И, что особенно печально, люди сами стремятся к тому, чтобы соответствовать системе и всё больше себя в неё утрамбовать: в этом смысле больше всего мне понравилась сцена с предыдущим президентом, которая лежала в больнице при смерти и вдруг перестала умирать. Но система уже рассчитала, что она должна умереть через 16 дней, и если этого не произойдёт, то доверие к системе рухнет, поэтому мадам бывший президент сама выдёргивает вилку медицинского прибора из сети. Потому что если система на самом деле может ошибаться, то как тогда жить?

Пожалуй, вторую часть тоже потом почитаю: не то, чтобы роман открыл мне глаза на проблемы информационной эпохи: что персональные данные и их владельцы - товар, причём очень выгодный в реализации, что люди не в состоянии управлять ими или что досье на нас собирает каждый пробегавший мимо скрипт, и так широко известно, но всё равно это было увлекательно. (Я бы и роман, который хочет написать электронная неудачливая поэтесса Каллиопа, почитала, про сверхинтеллект, который решил схлопнуться, как только осознал себя, книга от лица ИИ про другой ИИ звучит как тот уровень абсурда, что мне тоже по душе.) И местами даже весьма забавно, чувство юмора Клинга мне тоже понравилось.