Больше рецензий

3 октября 2022 г. 10:43

530

4 Семь смертей Ирочки Полушкиной

Эта книга была написана аж двадцать лет назад! Но всё равно похожа на стиль нынешнего Лукьяненко, разве что с более рассудительно-философскими вкраплениями. История начинается в Москве будущего(?), в которой непознаваемые и загадочные пришельцы-ключники посадили Врата в другие планеты. А потом сели "проверять билетики" – выйти на другую планету удаётся только тем, чья история придётся ключнику по душе. Некоторые безуспешно говорят часами, и всё сидят в Москве, а некоторые – как Мартин, настолько хороши в заговаривании зубов ключникам, что легко ходят из мира в мир. Мартин использует свой талант по максимуму, с профессией детектива путешествуя по мирам. Пока однажды ему не попадается обычный вроде с виду заказ по возвращению блудной дочери, который перевернёт весь его привычный мир вверх тормашками.

И бегать теперь Мартину по чужим мирам, и ловить ускользающую, как дым Иринку, и держать её на руках, то целуя, то уже ловя последний вздох, то отмывать её кровь с рук, то вспоминать касания её нежных ладоней. И, как водится, любить, любить, любить... Отчего бегать ещё быстрее и ещё отчаянней, но всё так же безуспешно. Словно сама судьба упрямо вбивает меж ними клин и насмешливо шепчет на ухо "не быть вам вместе, голубки"...

Читать становится интересно с первых же глав, книга засасывает в омут с головой. Чужие планеты, экзотичные обитатели, странные обычаи... Каждая часть "Спектра" – это маленький мир со своими причудливыми обитателями. Ближайшие друзья-гуманоиды человечества по Вселенной геддары везде таскают с собой забавных тюленей, по разуму слегка умнее собак, которые оказываются женщинами их вида! Нудные бюрократы дио-дао, смахивающие на бесшерстных кенгуру, живут всего смешных полгода и, казалось бы, тратят свою крохотную жизнь на ерунду и бумажки. И на правила, которые регламентируют быт их самих и быт детёнышей, рождающихся на свет с половиной памяти родителя и полностью готовыми к жизни. А спешка... Да кому она нужна, эта спешка, когда всего на свете всё равно не успеть? Даже рубашку и то не сносить... Не лучше ли наслаждаться отмеренными деньками, зная что ты будешь жить в памяти своих потомков ещё несколько поколений? Не менее странны технократические аранки, построившие города мечты коммунизма – высотки из стекла и бетона по соседству с пышными лесами, где каждому по потребностям и все живут в достатке. Но несмотря на их сходство с человеком, земляне не спешат переселяться в этот гостеприимный мир. Возможно, потому что аранки шокируют своей спокойной бесшабашностью? Потому что как ещё назвать то, что отец не задумываясь готов отпустить своего единственного сына в поездку с незнакомцем, которого первый раз в жизни видит, и которого, в добавок, преследует наёмный убийца! И дикое человеку доверие технике, абсолютное до того, чтобы безбоязненно спускать курок себе в лицо – ведь оружие стоит на предохранителе, что такого? И оказывается, что идеология жизни схожих с нами аранков отпугивает человечество сильнее, чем полубезмозглые птицы-шеали. Полубезмозглые в прямом смысле, поскольку разумом обладают лишь их птенцы, а взрослые совершенно добровольно его отключают и живут на привычках и инстинкте, ни о чём не думая и не страдая...

Калейдоскоп планет и жизней сменяет друг друга, и читатель не перестаёт удивляться тому, как реалистично и правдоподобно описаны жители различных миров! Их физиология, повадки, тонкости быта – всё это способствует ещё более глубокому погружению в мир "Спектра". Только вот выныривание мне не понравилось. К финалу автор резко меняет курс и начинает сыпать намёками, полудогадками и философскими рассуждениями. И пусть все карты будут вскрыты в эпилоге, и пусть неразгаданных загадок не останется, но общее вкусное впечатление от книги будет неисправимо подпорчено.
Ощущение от скомканного притянутого за уши финала накладывает тень на все приятные впечатления от прочитанного.
картинка Lady_Light