Больше рецензий
3 октября 2022 г. 10:43
530
4 Семь смертей Ирочки Полушкиной
РецензияЭта книга была написана аж двадцать лет назад! Но всё равно похожа на стиль нынешнего Лукьяненко, разве что с более рассудительно-философскими вкраплениями. История начинается в Москве будущего(?), в которой непознаваемые и загадочные пришельцы-ключники посадили Врата в другие планеты. А потом сели "проверять билетики" – выйти на другую планету удаётся только тем, чья история придётся ключнику по душе. Некоторые безуспешно говорят часами, и всё сидят в Москве, а некоторые – как Мартин, настолько хороши в заговаривании зубов ключникам, что легко ходят из мира в мир. Мартин использует свой талант по максимуму, с профессией детектива путешествуя по мирам. Пока однажды ему не попадается обычный вроде с виду заказ по возвращению блудной дочери, который перевернёт весь его привычный мир вверх тормашками.
И бегать теперь Мартину по чужим мирам, и ловить ускользающую, как дым Иринку, и держать её на руках, то целуя, то уже ловя последний вздох, то отмывать её кровь с рук, то вспоминать касания её нежных ладоней. И, как водится, любить, любить, любить... Отчего бегать ещё быстрее и ещё отчаянней, но всё так же безуспешно. Словно сама судьба упрямо вбивает меж ними клин и насмешливо шепчет на ухо "не быть вам вместе, голубки"...
Читать становится интересно с первых же глав, книга засасывает в омут с головой. Чужие планеты, экзотичные обитатели, странные обычаи... Каждая часть "Спектра" – это маленький мир со своими причудливыми обитателями. Ближайшие друзья-гуманоиды человечества по Вселенной геддары везде таскают с собой забавных тюленей, по разуму слегка умнее собак, которые оказываются женщинами их вида! Нудные бюрократы дио-дао, смахивающие на бесшерстных кенгуру, живут всего смешных полгода и, казалось бы, тратят свою крохотную жизнь на ерунду и бумажки. И на правила, которые регламентируют быт их самих и быт детёнышей, рождающихся на свет с половиной памяти родителя и полностью готовыми к жизни. А спешка... Да кому она нужна, эта спешка, когда всего на свете всё равно не успеть? Даже рубашку и то не сносить... Не лучше ли наслаждаться отмеренными деньками, зная что ты будешь жить в памяти своих потомков ещё несколько поколений? Не менее странны технократические аранки, построившие города мечты коммунизма – высотки из стекла и бетона по соседству с пышными лесами, где каждому по потребностям и все живут в достатке. Но несмотря на их сходство с человеком, земляне не спешат переселяться в этот гостеприимный мир. Возможно, потому что аранки шокируют своей спокойной бесшабашностью? Потому что как ещё назвать то, что отец не задумываясь готов отпустить своего единственного сына в поездку с незнакомцем, которого первый раз в жизни видит, и которого, в добавок, преследует наёмный убийца! И дикое человеку доверие технике, абсолютное до того, чтобы безбоязненно спускать курок себе в лицо – ведь оружие стоит на предохранителе, что такого? И оказывается, что идеология жизни схожих с нами аранков отпугивает человечество сильнее, чем полубезмозглые птицы-шеали. Полубезмозглые в прямом смысле, поскольку разумом обладают лишь их птенцы, а взрослые совершенно добровольно его отключают и живут на привычках и инстинкте, ни о чём не думая и не страдая...
Калейдоскоп планет и жизней сменяет друг друга, и читатель не перестаёт удивляться тому, как реалистично и правдоподобно описаны жители различных миров! Их физиология, повадки, тонкости быта – всё это способствует ещё более глубокому погружению в мир "Спектра". Только вот выныривание мне не понравилось. К финалу автор резко меняет курс и начинает сыпать намёками, полудогадками и философскими рассуждениями. И пусть все карты будут вскрыты в эпилоге, и пусть неразгаданных загадок не останется, но общее вкусное впечатление от книги будет неисправимо подпорчено.
Ощущение от скомканного притянутого за уши финала накладывает тень на все приятные впечатления от прочитанного.