Больше рецензий

2 октября 2022 г. 22:17

722

4 Почему Маша отказала Дубровскому?

Нелепо, не вовремя и невпопад
Счастью Маши с Дубровским с самого начала что-то мешает. Сначала отец Владимира противится их браку («Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки»), потом Дубровский вынужден скрываться под маской учителя-француза, а вспыхнувшая любовь к дочери врага вторгается в его планы мести и путает карты.

Мотив несвоевременности характерен для Пушкина: достаточно вспомнить «Евгения Онегина», где герои трагически не совпадают в своих любовных признаниях. И в «Дубровском» всё происходит не вовремя, с опозданием.

Решившись прибегнуть к защите Владимира, Маша отправляет своего брата Сашу подать условленный сигнал – положить кольцо в дупло старого дуба. Саша ввязывается в драку с рыжим мальчишкой, посланцем шайки Дубровского, принимая его за вора, пытающегося украсть кольцо. Их замечает садовник Степан, ведет к барину – и с этого момента время оказывается безнадёжно упущенным. Троекуров учиняет мальчишке допрос и запирает его под замок. В результате посланец опаздывает, его самого выслеживают, а Дубровский не успевает освободить Машу.

Как важно быть капризной
Марья Кириловна только на первый взгляд, ведет себя непоследовательно. Она бледнеет, плачет, бросается в ноги отцу, умоляя не выдавать ее замуж насильно, но по факту делает все, чтобы столь ненавистный ей брак все-таки состоялся.

Когда князь делает ей предложение, она ему не отказывает. Маша лишь «смертельно» бледнеет, а когда отец отвечает за нее («Согласна, конечно согласна, - сказал Кирила Петрович, - но знаешь, князь: девушке трудно выговорить это слово»), не противоречит. Её слёзы отец называет слезами счастья («Они все плачут при помолвке, это у них уж так заведено…»), и невеста опять не пытается возразить. Будущего жениха совершенно удовлетворяет столь лестное для него объяснение, и они переходят к разговору о главном – то есть о приданом.

Маша не делает попыток избежать свадьбы. Она не заявляет отцу, что не любит князя и не уговаривает повременить с браком. Вместо этого она пытается переложить решение на престарелого жениха, написав ему письмо, в котором просит отказаться от своих намерений – абсолютно невероятный сценарий после официально сделанного предложения! Князь, разумеется, использует это письмо не как средство отложить свадьбу, а как предлог ее приблизить, показав излияния дочери отцу. Взбешённый Кирила Петрович назначает венчание на следующий день. Лучшего способа ускорить течение событий и придумать трудно!

Накануне рокового дня Маша устраивает истерику, отказываясь идти под венец, чем вызывает законное негодование отца:

- Это что значит, - сказал грозно Кирила Петрович, - до сих пор ты молчала и была согласна, а теперь, когда все решено, ты вздумала капризничать и отрекаться. Не изволь дурачиться; этим со мною ты ничего не выиграешь.
На самом деле она уже приняла решение, и вскоре станет ясно, какое: Маша подчеркивает свою принадлежность князю при последней встрече с Дубровским.

-Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского.
-Что вы говорите, - закричал с отчаянием Дубровский, - нет, вы не жена его, вы были приневолены, вы никогда не могли согласиться…
-Я согласилась, я дала клятву, - возразила она с твердостию, - князь мой муж, прикажите освободить его и оставьте меня с ним. Я не обманывала. Я ждала вас до последней минуты… Но теперь, говорю вам, теперь поздно. Пустите нас.

От ненависти до любви
Почему Маша, после всех истерик и терзаний, говорит спокойно и твердо? Так ли она ненавидит старого жениха, как говорит?

Общество князя ее никогда не тяготило. «Наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами». Марья Кирилловна любовалась его богатым поместьем, «чистыми и веселыми избами крестьян и каменным господским домом, выстроенным во вкусе английских замков». Они с увлечением обсуждают полотна в его галерее, тем более что князь «говорил о картинах не на условленном языке педантического знатока, но с чувством и воображением». Марья Кирилловна «слушала его с удовольствием» и «не чувствовала ни малейшего замешательства или принуждения в беседе с человеком, которого видела только во второй раз отроду». Чем не описание любви с первого взгляда!

Князь устраивает для Маши романтическую поездку по островам, где «на одном находили мраморную статую, на другом уединенную пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью», а вечером грандиозный фейерверк: «Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтами, посыпались дождем, звёздами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кириловна веселилась, как дитя». Князь, человек опытный и состарившийся «в излишествах всякого рода», прекрасно разбирается в женщинах. Ему не составило труда покорить воображение уездной барышни. А если ещё принять во внимание «княжеское достоинство, две звезды и три тысячи душ родового имения»…

А была ли любовь?
Итак, Марья Кирилловна словно бы искала способ отделаться от ненавистного брака со старым князем Верейским, но почему-то не воспользовалась шансом, который предоставлял ей Дубровский. Возникает закономерный вопрос: а любила ли она отважного «Ринальдо»?

На протяжении романа Маша ни разу не говорит о своих чувствах к Владимиру, более того, прямо заявляет, что прибегнет к его помощи лишь в самом крайнем случае, когда не останется другого выхода:

- Тогда, тогда делать нечего, явитесь за мною, я буду вашей женою.
Ничего себе признание в любви!

Что он мог ей предложить дворянин, лишенный поместья, изгой, преследуемый обществом, в отличие от старого князя? Богатство, фейерверки, замок в английском вкусе с парком и галереей, где она будет первой дамой в уезде? Увы, его программа исчерпывалась романтическим увозом и бегством из-под венца, но что ожидало Машу после слов: «Вы свободны»? В какое будущее шагнет она из распахнутой дверцы кареты?

Дубровский описывает, что ждет Марью Кириловну, если она согласится стать его женой, не понимая, что такое будущее вряд ли способно ее увлечь:

- За вас отдал бы я жизнь, видеть вас издали, коснуться руки вашей было для меня упоением. И когда открывается для меня возможность прижать вас к волнуемому сердцу и сказать: ангел, умрём! Бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отдалять его всеми силами…
Марья Кириловна, девушка практического склада, умирать пока не хочет, даже от страсти. Но она не была бы уездной барышней, если бы её сердце осталось глухо к романтическим признаниям. Ей приятны ухаживания Владимира, ореол благородного разбойника, окружавший его фигуру, нравится чувствовать себя Прекрасной Дамой - героиней рыцарской баллады, но одно дело – читать роман, а другое – стать жертвой реальных страстей. Поэтому Маша развернула романтический сюжет со всеми атрибутами – тайной перепиской, отданным в залог вечной любви кольцом и запертой в башне красавицей, ожидающей избавителя, а на деле продолжала готовиться к браку с богатым князем.

Маша и медведь
Подобно тому как Кирила Петрович держит в своей усадьбе медведя, «привязав его верёвкою за кольцо, ввинченное в стену», Дубровский пытается «окольцевать» Машу: «Он взял ее руку и надел ей на палец кольцо», тем самым символически пытаясь подчинить себе ее волю. Но женщиной, как стихийным началом (медведь – олицетворение хаоса, сил природы), управлять невозможно. У Маши свои представления о том, как строить жизнь – и она предпочитает трезвый расчет любовным приключениям.

Вот это поворот
Границы, установленные жизнью, сильнее самых сильных чувств. Это прекрасно понимает Марья Кириловна, используют ушлые старики Троекуров и Верейский, но не осознает Владимир.

Маша не любит ни князя, хотя видит в браке с ним очевидные преимущества, ни Дубровского, который интересен ей как персонаж романтической истории «про разбойников», а не реальный человек.

Только в книжках любовь заканчивается свадьбой, а на смену слезам приходит счастье. У жизни другой сюжет: здесь, как в романе «Дубровский», любовное признание приводит к бегству, а венчание вдруг превращается в сражение.