Больше рецензий

BooKeyman

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 октября 2022 г. 22:04

375

4 Там на неведомых дорожках

Адам Нэвилл относится к новой волне хоррор-литературы, которая всецело понятна читателю и не заигрывает со смежными стилями. И действительно, читаю вторую книгу, и к большей части персонажей, всему действу нет никаких вопросов. Более того, ходы произведений просчитаны, взвешены.
И снова основную скрипку произведения играет некий культ, чье существование поначалу не сильно будоражит четырех жителей благополучной Англии, решивших тряхнуть стариной и отправиться в дикую природу Швеции. Но получилось как в анекдоте, - тряхнул стариной, она и отвалилась. Силы у участников экспедиции не беспредельны, терпение – не железное, запасы – не неисчерпаемы. А потом, как и во всяком порядочном хорроре узналось, что они и не бессмертные, в смысле, персонажи. Ибо в основе культа поклонение существу, которое не только живо, но и представляет реальную угрозу.
Пожалуй, все что можно отнести к минусам произведения, так это некоторую эклетику в повествовании. Дело в том, что обе части произведения будто представляют собой два разных произведения, что, собственно, и несколько затрудняет постижение основной мысли автора.
Итак, первая часть произведения. Четверо мужчин заплутали в лесу, и ищут выход. В сложившейся ситуации сформировался неформальный лидер, который вызвался вызволить своих товарищей из лесного плена. В дальнейшем, внутри группы стал назревать конфликт, который вырвался в открытую конфронтацию. Пожалуй, это является основным нервом первой главы, если не брать в расчет то, что приятелей преследует и уничтожает поодиночке некое существо, и в лесу приятели обнаружили ужасные открытия.
Вторая часть – наиболее веселая, с точки зрения экшена, потому что если бы не наличие чудовища, эта часть тянула бы на триллер средней руки. Дело в том, что главным действующим лицом кроме главного героя является банда блэк-металлистов (не берем в расчет старушку), представляющих группу Blood Frenzy (кстати, название группы более подошло для какой-нибудь gore grind группы). Автор довольно неплохо изучил теорию блэк-метала, но как мне кажется, в канве повествования эта троица стала ахиллесовой пятой произведения. Кстати, режиссер одноименного фильма Ритуал (снятого на основе книги) Дэвид Брукнер и автор сценария Джо Бартон показали большую дальновидность, введя в повествование не безумную молодежь, а племя язычников, которое хочет принести в жертву Люка. Это клише, на редкость избитое, но нельзя не согласиться, что блэк-металлисты в роли агрессоров – это повествование с душком арт-хауса. Конечно, Невилл предельно серьезен в раскрытии своих персонажей, выбрасывает названия групп черного металла, вкладывает в уста персонажей теоретические выкладки из философии этого экстремального музыкального течения, но все это выглядит несерьезно.
Но это неприятие группы персонажей оказалось для меня единственным разочарованием в книге. Дело не в том, что в книге нет недочетов, - этого добра хватает, а скорее во внутреннем напряжении по ходу повествования, поиска путей к повышение градуса эмоций в коллективе путешественников. Каждый из персонажей борется не только с чудовищем, но и с собой, - финал показал все метаморфозы Люка, чья цивилизованность стала сползать как кожа со змеи под влиянием насилия и яростной борьбы за выживание.
Конечно, до эталонного хоррора этому произведению далеко, и сам Невилл ни разу не Стивен Кинг, но как представитель мейнстрима писатель неплох.

Комментарии


и сам Невилл ни разу не Стивен Кинг

Учитывая "качество" последних продуктов Кинга (начиная примерно с 2009 года) я бы на месте Нэвилла воспринял такую характеристику только в качестве похвальной.