Больше рецензий

knigogOlic

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 октября 2013 г. 16:36

5K

4

Если Вы интересуетесь психологией и философией, то Фрейда непременно стоит читать. Не потому, что это модно и не потому, что столь наслышаны о его нашумевшей теории сексуальности, а потому, что он излагает (причем весьма логично и обоснованно, на основании четких аргументов, и опираясь на многолетний психоаналитический опыт общения с пациентами) очень здравые мысли. Его идеи заслуживают внимания хотя бы в силу того, что были они направлены на практическое воплощение. Фрейд не оперировал какими-то отвлеченными, умозрительными понятиями. Он пытался разобраться во мраке человеческой психики и стремился найти способ избавления от болезненного состояния, состояния невроза. При всем при этом не стоит, конечно, забывать, что теория его не всеобъемлюща. Она – не единственно верная, но имеет место быть в ряду других, претендуя на главенствующие позиции в определенных аспектах.
Данный сборник, помимо «Я и Оно», включает в себя еще две фундаментальные работы творческого наследия Фрейда: «По ту сторону принципа наслаждения» и «Неудовлетворенность культурой». Можно сказать, что это теоретическое основание психоаналитической концепции. Так или иначе, с фрейдовским учением о динамической структуре психики я сталкивалась уже не раз (первоисточник же освежил и дополнил мои знания). Поэтому в сборнике наибольший интерес у меня вызвала работа «Неудовлетворенность культурой», с содержанием которой я была еще мало знакома (хотя, как выяснилось при прочтении, и с этими идеями я уже встречалась неоднократно). Главная посылка здесь, которая сразу же бросается в глаза, состоит в следующем утверждении: культура не способствует, но наоборот, препятствует человеку в осуществлении его главной жизненной цели – достижении счастья. Все мы слышали о таком явлении, как «сублимация», представляющем собой преобразование энергии либидо в те или иные формы деятельности: науку, творчество и пр. Отсюда следует, что культурные достижения – это во многом результат процесса сублимации. И потому сублимацию мы можем отнести к положительным моментам перенаправления сексуальной энергии. Но то в то же время мы не можем не замечать и того, в какой мере культура построена на неудовлетворении, подавлении и вытеснении первичных позывов человека. Помимо того, что она налагает всяческие ограничения и запреты (уже со времен тотемизма) на его сексуальную жизнь (за нее отвечает инстинкт жизни – Эрос), она вынуждена также бороться с врожденной человеческой склонностью к агрессии (за нее в ответе Танатос – инстинкт смерти, инстинкт разрушения). И здесь существенно важную роль в учении Фрейда приобретает то, какой способ культура избрала и использует в этой борьбе: порождая и культивируя чувство вины. Это и есть сдерживающий человеческую агрессивность фактор. В данном случае обращает на себя внимание именно процесс появления и развития данного чувства. Я не буду здесь касаться теории Эдипова комплекса, т.к. свое непосредственное воплощение она находит в другой работе («Тотем и табу»), а к данному сочинению имеет весьма отдаленное отношение и затрагивается постольку поскольку. Итак, по мнению Фрейда, чувство вины изначально возникло как страх перед внешним авторитетом, перед угрозой разоблачения и наказания поступка с его стороны. На следующей стадии своего генезиса это чувство через рождение инстанции «Сверх-Я» стало уже проявлять себя как страх перед внутренним авторитетом, роль которого на себя приняла совесть (внутренний цензор, одна из функций инстанции «Сверх-Я»). На этой ступени злой умысел уже приравнивается к совершенному действию (отсюда острое осознание вины и потребность в наказании, так сказать, самобичевании). Т.о., культура побеждает агрессивные страсти путем их обезоруживания, оставляя под надзором внутренней инстанции, от которой никуда не скрыться, в силу чего человек постоянно находится в напряженном состоянии сознания вины, а соответственно и пребывает в длительном состоянии внутреннего несчастья (я бы применила синоним «неспокойствия»). Как итог, «вследствие усиления чувства вины прогресс культуры оплачивается ущербом счастья».
Кроме того, проводя аналогию между процессами развития индивида и развития культуры, Фрейд говорит о том, что «Сверх-Я» культуры, так же, как и «Сверх-Я» индивида, создает свои идеалы и предъявляет к человеку свои требования (порой слишком жесткие, которые он не в состоянии вынести). Но при этом совершенно игнорируется тот факт, что содержание бессознательного «Оно» далеко не полностью подвластно сознательному «Я» в человеке. Когда же от человека требуют большего, чем он может выполнить, это приводит либо к бунту, либо к неврозу. Ни то, ни другое, как известно, счастью также не способствует. А посему мы снова и снова возвращаемся к одной из важнейших проблем – установлению гармонии и равновесия между требованиями культуры и удовлетворением потребностей человека. Достижимо ли вообще когда-нибудь подобное равновесие? И при какой организации общества? Вот вопрос, на который до сих пор не было найдено ответа. А если и был, то только в форме утопии.

Прочитано в рамках флешмоба "Нон-фикшн"

Комментарии


Хорошая рецензия! Помню на третьем курсе читала первоисточник "Я и Оно", но вот про "Неудовлетворенность культурой" узнала из книги Ирвинга Стоуна "Страсти ума", и решила прочитать на досуге, развитие индивида и развитие культуры - интересный вопрос. Кажется пришло время познакомиться не только с биографией З.Фрейда, но и с его научными трудами ))). Оля, ты просто умница!


Спасибо за такой теплый отзыв! Ты меня прям смутила (то-то у меня уши горят: наверно, не только, когда ругают, но и когда хвалят, такое бывает:))
В период учебы, если честно, первоисточники читала выборочно, ввиду недостатка времени. И до Фрейда руки тогда так и не дошли. К тому же сейчас я уже до него доросла. Теперь подобная литература читается не потому, что Надо, а потому, что Хочется. Так что сейчас планируется глобальное восполнение пробелов)) Сначала Фрейд, а там глядишь и за Юнга возьмусь! Все-таки очень это интересная проблематика:) Ну и спасибо новому флешмобу "Нон-фикшн"! Очень он пришелся кстати:))


Новый флешмоб меня тоже порадовал, но участвовать я смогу месяца через два, очень много работы сейчас. Даже уже список книг составила ))). Определенно Фрейд воспринимается в свое время, с этим я согласна. Сейчас его работы мне интереснее, чем в 18 лет. По себе я заметила, что знакомясь с биографией творческих людей начинаешь интересоваться их работами, и наоборот. Фрейд считал Юнга своим учеником и последователем, а ведь на деле оказалось не совсем так. Вот и я думаю после Фрейда ознакомиться с работами Юнга, уж очень интересно его коллективное бессознательное ))). Но это уже долгосрочные планы ))).


Да, конечно же, объединение разных мыслителей в одно направление всегда условно. Позиции их не могут совпадать во всем, это невозможно. Тем более интересно находить не только общее, связующее концепцию или теорию, но и существенные расхождения во взлядах. Так что почитаем, узнаем. Пускай это и не произойдет в ближайшее время. К сожалению, не в наших силах охватить все и сразу, а так хотелось бы...


Мне бы Вашу способность ясно говорить. А то прочту кучу всего - а потом на словах передать совсем не могу((
Отличная рецензия!
И вот если Вы так хорошо понимаете теории Фрейда, не проясните мне один момент? В книге говорится о стремлении к смерти, так сказать, к регрессии, возвращению к некоему начальному (вплоть до неорганического) состоянию. И тут же, естественно, встаёт вопрос о самосохранении и стремлении жить (как я поняла, это тот самый Эрос). Но хоть там и даётся объяснение, я так и не поняла, как же всё-таки сосуществуют эти два противоположных стремления - к смерти и к жизни?
Я была бы благодарна за ответ))


Спасибо! Когда пишешь, оно как-то легче уясняется.
Вот я бы не отказалась осилить кучу всего, и желательно быстро) А то выходит черепашичьим темпом, и поэтому катастрофически мало.
Нисколько не считаю себя спецом по Фрейду, но попробую дать нечто похожее на ответ) Сосуществование Эроса и Танатоса, которым и объясняется феномен жизни, можно определить в терминах "борьба", "противостояние", "противодействие", но и "взаимодействие" также. Каждый из них проявляет свою активность и стремится подавить другого. При этом, ни одно из стремлений не может проявлять себя изолированно, одно сплетено с другим. Ну, например, чтобы сохранить свою жизнь (Эрос), живому существу приходится разрушать чужую жизнь (Танатос). Или же, инстинкт самосохранения, эротический по своей природе, нуждается в агрессивности, чтобы быть претворенным в жизнь. Любовное влечение, направленное на внешние объекты, должно сливаться с влечением к овладению, чтобы достичь своей цели.
Как-то так.) Тут важно не забывать, что Танатос отвечает не только и не столько за деструкцию, сколько за агрессию в целом.


Ну... Да) Вы мне ответили верно совершенно. Спасибо) Но я вот подумала, что это ещё не весь вопрос) Насколько я поняла, весьма немногие психоаналитики поддержали идею "влечения к смерти". Я вот тоже весьма в ней сомневаюсь) Агрессия - да. Некое состояние покоя, отсутствие раздражения - да. Но вплоть до неорганического состояния, т.е. именно к совершенной смерти, к ничто... Как это связано с развитием жизни? Если бы всё живое стремилось к смерти, то разве ещё на самой примитивной стадии зарождения не изничтожило бы себя? В этом смысле Фрейд (я говорю о нём, а не о Сабине Шпильрейн, которой принадлежит эта идея, потому что не читала её трудов) копает очень глубоко в своей работе. Он сам пытается докопаться до самого первого звена цепи и говорит не только о человеке, но и о простейших организмах, о зарождении жизни на земле. Понятно, что в человеке уже существуют эти Эрос и Танатос, уже приобретённые инстинкты, но, как и Фрейд, я хочу увидеть ещё и предысторию их появления) Только он в своей голове это, может, и видел, а я вот не поняла совсем)


Думаю, многие аспекты вам сейчас виднее. Память моя что решето. И все-таки год уже прошел. По-хорошему, надо перечитывать. Но как мне видится, Фрейд в этом вопросе вышел далеко за границы психоанализа, заступив в область, где в приоритете все же естественные науки, по праву претендующие на более полное и рациональное объяснение. Здесь, по-моему, он не устоял перед искушением использовать в своей теории идею, которая не раз всплывала на поверхность в истории развития мысли. Это идущее из глубины веков желание дуальности как единства и борьбы противоположностей. Так или иначе, любая теория - доведенный до предела мысленный эксперимент.


Могу порекомендовать Вам один фильм... Возможно, Вам будет интересно) Называется "Фрейд". Год 1984. В главной роли Дэвид Суше. Там 6 серий по часу примерно. Первая серия меня не впечатлила совсем, вторая более-менее, а с третьей уже стало чертовски интересно)) Собственно, это фильм про Фрейда, не знаю, насколько соответствует истине (я читала, что Фрейд был скрытен и старался держать в секрете подробности своей личной жизни, а иногда и специально выдумывал небылицы), но, так или иначе, фильм очень интересный. Некоторые фразы можно даже цитатами в блокнот)


Спасибо большое!) Обязательно посмотрю. А как Вам "Опасный метод?"


Смотрела, да) Ну, "Опасный метод" - это такое больше развлекательное кино. Попроще. Но интересное, мне понравилось) Меня вообще такие фильмы интересуют. Если уж на то пошло, очень классный фильм - это "Сибилла" (2007г) с Джессикой Лэнг (там ещё мини-сериал был до этого, ещё в 1976г., но его я не смотрела). Там про расщепление личности. С Фрейдом не связано, но про психические расстройства)) Я их много смотрела, подобных фильмов, но уже не помню, как они называются)


Полезла искать "Сибиллу", зашла на первый попавшийся сайт, а там один из пользователей выложил огромных размеров список из таких фильмов под заголовком "Лучшие фильмы о душевных расстройствах":

"Агорафобия:
- Имитатор (1995)
- Обнажённый страх (1999)
- Застывший от страха (2000)
- Влюблённый Тома (2000)
- Public Domain (2003)

Расстройства аутистического спектра:
- Мальчик, который умел летать (1986)
- Человек дождя (1988)
- Карточный домик (1993)
- Куб (1997)
- Меркурий в опасности (1998)
- Без ума от любви (2005)
- Снежный пирог (2006)
- Бен Икс (2007)
- Чёрный шар (2008)
- Адам (2009)
- Меня зовут Кхан (2010)
- Тэмпл Грандин (фильм) (2010)
- Теория большого взрыва (сериал) (с 2007)

Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз):
- Мистер Джонс (1993)
- Поллок (2001)
- Сильвия (2003)
- Безумная любовь (1995)
- Заклинатель лошадей (1998)
- Майкл Клейтон (2007)
- Информатор (2009)

Большое депрессивное расстройство:
- Интерьеры (1978)
- Обыкновенные люди (1980)
- Ангел за моим столом (1990)
- Мясник (1997)
- Девственницы-самоубийцы (1999)
- Нация прозака (2001)
- Часы (2002)
- Покушение на Ричарда Никсона (2004)
- Вероника решает умереть (2009)

Диссоциативные расстройства:
- Три лица Евы (1957)
- Психо (1960)
- Сибил (1976)
- Сибилла (2007)
- Сердце ангела (1987)
- Цвет ночи (1994)
- Никогда не разговаривай с незнакомцами (1995)
- Два убийцы (1998)
- Ураган (1999)
- Я, снова я и Ирэн (2000)
- Две жизни (2000)
- История двух сестёр (2003)
- Идентификация (2003)
- Гипноз (2004)
- Тайное окно (2004)
- Машинист (2004)
- Игра в прятки (2005)
- Пиджак (2005)
- Три ключа (2007)
- Безумный следователь (2007)
- Беспомощный (2007)
- Дороти Миллс (2008)
- Тёмные этажи (2008)
- Незваные (2009)
- Пикок (2010)
- Френки и Элис (2010)

Обсессивно-компульсивное расстройство:
- Секреты души (1926)
- Люди-кошки (1942)
- А как же Боб? (1991)
- Лучше не бывает (1997)
- Планета Ка-Пэкс (2001)
- Великолепная афера (2003)
- Грязная Любовь (2004)
- Авиатор (2004)
- Фиби в Стране чудес (2009)
- Glee (2009)

Ретроградная амнезия:
- Змеиная яма (1948)
- Малхолланд Драйв (2001)
- Число 23 (2007)
- 5 неизвестных / Unknown (2006)
- Неизвестный (2011)
- Загадочная кожа (2004)

Шизофрения:
- Дом грез (2011)
- Сквозь тусклое стекло (1961)
- Образы (1972)
- Король-рыбак (1991)
- Бенни и Джун (1993)
- Безумие короля Георга (1994)
- Чистый, бритый (1995)
- Теория заговора (1997)
- Ослёнок Джулиэн (1999)
- Посланница: История Жанны д’Арк (1999)
- Игры разума (2001)
- Донни Дарко (2001)
- Планета Ка-Пэкс (2001)
- Revolution 9 (2001)
- Мэй (2002)
- Игби идёт ко дну (2002)
- Паук (2002)
- В руках бога (2004)
- Паучий лес (2004)
- Кто вы, мистер Брукс? (2007)
- Солист (2008)
- Остров проклятых (2010)
- Чёрный лебедь (2010)
- Идеальный хозяин (2010)
- Запрещённый приём (2011)
- Пи (1997)

Бредовое расстройство и другие психотические расстройства:
- Отвращение (1965)
- Король комедии (1982)
- Роковое влечение (1987)
- Ларс и настоящая девушка (2007)
- Одержимость (2009)
- Готика (2003)
- Дитя тьмы (2009)

Тревожный невроз:
- Обыкновенные люди (1980)
- Опасный метод (2011)
- Приют (2007)"

Если бы я могла свистеть, я бы сейчас присвистнула)
Может, и Вы в нем найдете что-то стоящее.


Видела подобные списки, но тут есть кое-что, чего я не смотрела)... Спасибо!!


Да не за что!) "Человек дождя" - замечательный фильм. "Бенни и Джун" очень рекомендую. А "Часы" по роману Майкла Каннингема мы вообще всей группой смотрели. Тоже стоящее кино.