Больше рецензий

ljaljafa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2022 г. 09:09

547

3 Спойлер История успеха

Почему мы любим чужие истории успеха? Наверное, потому что они дают надежду нам самим. При этом сериал о том, как сын Ротшильда начал собственный бизнес, вряд ли будет интересен зрителю. А вот если герой начинает с нуля, проходит через череду неудач, сталкивается с трудностями и в конце концов добивается своего, - подобный рассказ точно нас привлечет.

Именно такую историю предлагает нам Элоди Харпер. Дано: свободная гречанка попадает в рабство, даже еще и в сексуальное. Кажется, ничего не может быть хуже, это дно. И с этого дна ей предстоит выбираться.
Краткий пересказ сюжета книги - это известная притча о двух лягушках, которые оказались в кувшине с молоком. Практически одновременно две свободные девушки из хороших семей - Амара и Дидона - становятся рабынями-проститутками. Но Дидона слишком нежная, робкая, она смиряется со своей участью. Тогда как Амара начинает "двигать лапками" и сбивает масло.

Все девушки хотят выбраться из лупанария. Но для большинства это просто розовые мечты, они не предпринимают никаких действий, только грезят накопить сумму для выкупа. Кстати, недостаток книги - эта конкретная сумма сначала вообще не упоминается, а потом ее дают в сестерциях, тогда как все суммы по ходу действия упоминаются в динариях и ассах, более мелких монетах. Я так и не поняла, за какой срок должны были окупиться проститутки и реально ли им было накопить на свое освобождение.

То есть автор создает декорации Помпей с лупанарием, кубикулами, латриной и т.п., но такую важную вещь не прописывает. Более того, недоверие создает лексика волчиц, полная современных слов, относящихся к сексу. (Я не специалист, но, например, слово "минет" явно французского происхождения и стало употребляться гораздо позже. Подозреваю, что и слово "секс" все же означало только пол, а для этого акта использовалось "коитус".)

Итак, Амара задается целью - стать свободной. Большинство волчиц рождены в рабстве и свободы этой не знают, поэтому живут как ни в чем не бывало. Просто терпят. Амара же действует по принципу Теодора Рузвельта: "Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть". Она использует свои преимущества - грамотность, расчетливость, умение играть на музыкальном инструменте, голос. Что-то из этого дано ей от рождения (более волевой характер), что-то приобретено благодаря воспитанию в семье врача. Она пробует разные стратегии - а) помощь хозяину в ростовщических сделках и собственный "бизнес" в этой сфере, что нетипично для женщины б) стандартный путь к получению желаемого через богатого мужчину. Ее усилия постепенно дают плоды: жизнь ее становится легче, потому что она получает level-up - уже не просто дешевая проститутка, но певица, музыкантша и помощница в делах хозяина. А итогом становится долгожданное освобождение. Все-таки оно происходит с помощью мужчины, но не через секс, что интересно.

Как заправский коуч, Элоди Харпер показывает нам, как можно, используя свои ресурсы, добиться желаемого. Книга в этом смысле имеет явно позитивный посыл, и это мне понравилось. Я не считаю, что героиня предала себя. Выдавая ссуды, она действует как современный ломбард или микрофинансовая организация, и что-то я не слышала, чтобы эти учреждения в нашем обществе считались постыдными. (А ведь они зарабатывают на людях, попавших в трудную жизненную ситуацию.) С Менандром у нее была небольшая платоническая связь, но дальше нескольких встреч и поцелуев дело не зашло, поэтому называться это отказом от любви преждевременно и высокопарно. Дидону Амара не предала, она бы обязательно вытащила ее. Но самому автору хотелось показать, что ради достижения цели всегда надо чем-то поступиться, поэтому и произошло это символическое "жертвоприношение", описанное довольно топорно: как только Амара разлучилась с Дидоной, та без ее покровительства сразу же была убита.

Что мне не понравилось в книге? Я не почувствовала, что это люди с другим мышлением, своей системой ценностей и верованиями. Кажется, что современных женщин просто перенесли на 2000 лет назад. В этом смысле самое подлинное в книге - реальные помпейские граффити. Поэтому осталось ощущение подделки и поделки.

Комментарии


Вот в американской школе литературы все суммы бы расписали по линеечке