Больше рецензий

Черных Оля (Stupid_Doll)

Эксперт

Рисующая писательница Оля Черных

28 сентября 2022 г. 20:47

165

4.5 Парфюмер-убийца из Парижа

Загадочный «Парфюмер» Патрика Зюскинда впервые напечатан в Швейцарии в 1985 году. Сегодня он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времён «На Западном фронте без перемен» Ремарка. Фильм, вышедший в мировой прокат в 2006 году, имел огромный успех.

Экранизацию я смотрела давно и толком не помню даже лиц персонажей, поэтому решила сначала прочитать роман, а потом пересмотреть кино. Впечатления от текста у меня остались неоднозначные. Если бы я читала годом ранее про безумца, жаждущего всеобщего признания, отнеслась бы лояльнее, а сейчас поступки всепобеждающего монстра Жан-Батиста Гренуя кажутся ещё более отвратительными. Переводчик романа в примечании пишет, что поистине всё зло мира проистекает из одного источника, и этот источник — вакуум человеческой любви к Богу и ближнему.

Жан-Батист Гренуй появился на свет в те времена, когда жизнь Парижа определяла вонь. Мать собиралась выплеснуть младенца вместе с рыбными отходами, чтобы не обременять себя. Первый крик мальчика стал приговором для женщины, и её казнили за попытку убить новорожденного. Так начался путь великого парфюмера. Гренуй не был похож на остальных сверстников, он мог погибнуть в сиротском доме, сгинуть на кожевенном производстве, остаться рабом прославленного и влиятельного парфюмера, но ему была уготована иная судьба...



«В доме мадам Гайар не было ни одного предмета, в северной части улицы Шаронн не было ни одного места, ни одного человека, ни одного камня, дерева, куста или забора, ни одного даже самого маленького закоулка, которого он не знал бы на нюх, не узнавал и прочно не сохранял бы в памяти во всей его неповторимости».

В тексте много описаний запахов и чаще неприятных, зловонных, как и главный герой, который семь лет жил в пещере. Покинув каменное убежище, он начал изощрённо охотиться за ароматами, раскладывать их на составляющие и комбинировать невиданные сочетания. Для Гренуя это стало страстью и смыслом жизни, а сам он стал убийцей. Парень носил запахи как платья, которые подбирал в зависимости от ситуации. Одни помогали выделяться в мире людей, а другие — скрывать гнилую сущность.



«Все эти мужчины, и женщины, и дети, стоявшие вплотную вокруг него, так легко дали себя обмануть и вдыхали его зловоние, сварганенное из кошачьего дерьма, сыра и уксуса, как запах себе подобного, а его, Гренуя, подкидыша и ублюдка, принимали в свою среду на равных».

Он понял, как создать самый утонченный, самый изысканный, чарующий, пленяющий и подчиняющий парфюм. Нужно лишь собрать его ингредиенты, таящиеся в теле человека, и заплатить страшную цену за маленький всесильный пузырёк.



«Смог бы создать не только человеческий, но сверхчеловеческий аромат, ангельский аромат, столь неописуемо прекрасный и живительный, что, почуяв его, каждый будет околдован и должен будет всем сердцем возлюбить его, Гренуя, носителя этого аромата. Да, он заставит их полюбить себя».

О книге хочется говорить цитатами из неё, потому что комментировать прочитанное сложно. Гренуй в итоге добился своего. Подчинил людей, устроил оргию на площади, где его должны были казнить за убийства девушек. И я, читая эту сцену, разуверилась в справедливости. Толпой так легко управлять. Толпа легко внушаема. Толпа страшна.



«Жан-Батист Гренуй, рожденный без запаха в зловоннейшем месте мира, вышедший из отбросов, грязи и гнили, выросший без любви, выживший без душевной человеческой теплоты из одного упрямства и в силу отвращения, маленький, горбатый, хромой, уродливый, отринутый, физический и нравственный калека — он достиг того, что понравился миру!».

Я обычно не брезгую сочувствовать отрицательным персонажам, но финалу «Парфюмера» я порадовалась с одной стороны. Отчаянный убийца погиб! С другой стороны, огорчилась, ведь зло проглочено, а не побеждено. Мусолить и философствовать на эту тему пока больше не хочется.

o-r.jpg

Источник