Больше рецензий

28 сентября 2022 г. 19:00

401

5 О цене человеческой жизни в книге Тамары Эйдельман «Право на жизнь»

Ежегодно порядка 1000–1500 человек в мире умирают в результате исполнения приговора о смертной казни. На сегодняшний день в 53 странах она законодательно разрешена.
картинка kate-petrova
По данным ООН, за 2020 год было вынесено 1477 смертных приговоров, а в общей сложности 28 567 человек в мире находились в ожидании исполнения приговора. Согласно отчётам Amnesty International, чаще всего казнят в Китае, Иране, Египте, Ираке и Саудовской Аравии.

В издательстве «Альпина нон-фикшн» недавно вышла книга историка и заслуженного учителя РФ Тамары Эйдельман «Право на жизнь. История смертной казни». Книга охватывает всю задокументированную историю человечества с точки зрения применения смертной казни и реакции на неё со стороны общества.

Исследование начинается с истории о философе Сократе. Он призывал своих учеников ставить всё под сомнение, ведь только таким способом можно докопаться до истины. Такой подход раздражал всех — от властей до окружения Сократа. Зачем искать истину, ведь она была дарована предками и богами?! Поплатился философ как раз таки за оскорбление чувств верующих. Потому что именно так восприняли три афинских гражданина привычку Сократа во всём сомневаться. За богохульство и неуважение к богам в Афинах приговаривали к смертной казни. Но на суде философу дали возможность самому выбрать себе наказание. Друзья Сократа советовали назначить большой штраф, тем самым показать своё раскаяние. Но он предпочёл другое. В качестве наказания философ выбрал обед в здании, где заседали члены государственного совета, а разделить с ними трапезу считалось большой честью. В результате такого нахальства и неуважения к суду Сократа приговорили к смертной казни. Умер он в тюрьме после того, как выпил яд из рук охранника.
картинка kate-petrova
С этой истории начинается повествование на 400 страниц, где рассматриваются не только случаи применения смертной казни в истории, но и попытки её замены. Эйдельман пишет, что в разное время за совершенно разные преступления было положено лишать человека жизни — от сквернословия до жестокого убийства. Но в то же время люди пытались заменить высшую меру наказания чем-то другим, чтобы не лишать человека жизни напрямую. К примеру, преступника могли выгнать из племени, что равносильно смерти. Ведь в определённых местностях и сообществах в одиночку выжить невозможно.

Ещё Эйдельман отмечает, что как бы ни оправдывали применение смертной казни, люди всегда понимали, что лишение жизни другого человека, даже если он совершил ужасное преступление, - это что-то нехорошее и постыдное. Среди её примеров есть отношение людей к палачам. Обычно это были люди, которым профессия передавалась по наследству. Жили они на отшибе и мало кто хотел вступать с ними в коммуникацию. Именно поэтому средневековые палачи носили своеобразные балаклавы. Так они скрывали лицо от родственников казнённого и от общественности в целом.
Казнь Святых Космы и Дамиана
А с чувством постыдного боролись довольно просто. Вспомните жуткую традицию закидывать женщину камнями за измену или приведение в исполнение расстрелов. Во всех этих случаях жизни лишал не кто-то один, а несколько человек. Сложно определить, чей камень или выстрел оказался смертельным. Такой способ помогает снять ответственность с одного человека и распределить её на группу. А когда ответственных много, то её нет в принципе. Так работает психология.

Но кроме дичайших историй о смертях, Эйдельман поднимает тему милосердия и помилования, которое в разные времена было даровано богами, правителями или родственникам жертв. А также Тамара Натановна рассматривает вопрос о разумности применения смертной казни сегодня. Ведь смерть человека — это необратимый процесс. Она приводит истории невиновных, приговорённых к смертной казни. Но также рассматривает вопиющие случаи, когда, казалось бы, другого варианта нет, и человек это заслужил. В частности, Эйдельман разбирает дело Чикатило. С одной стороны, тут всё ясно. Это жестокий убийца, чья вина полностью доказана. Но с другой — в его деле есть жертвы, где вину Чикатило можно поставить под сомнение. То есть велика вероятность, что следователи просто свалили в кучу все «висяки». А значит, истинные убийцы по этим преступлениям остались на свободе.
Кадр из фильма «Зелёная миля»
Любители покритиковать США найдут здесь много тем для разговоров. Действительно, Соединённые Штаты позиционируют себя главной демократической страной, но при этом довольно успешно казнят людей. А вот у России своя история смертных приговоров. Мораторий на смертную казнь появился ещё при Елизавете. Это было непопулярное в обществе решение. Для сравнения в Великобритании и Франции тогда казнили направо и налево за мелкие кражи. В этом плане законодательство в нашей стране было довольно лояльное. Но взамен мораторию или отмене смертной казни в России процветала история разнообразных пыток.

На самом деле, эта книга не столько про смертную казнь, сколько про ценность человеческой жизни. К сожалению, в XXI веке история повернула куда-то не туда. И вместо провозглашения жизни как главной ценности, люди снова превращаются в пушечное мясо.

Источник