Больше рецензий

28 сентября 2022 г. 18:39

2K

4

Максим Горький написал этот рассказ, вспоминая свои впечатления от провокаторов, которых он встречал: М.Гуровича, Е.Азефа и других. Как по мне, это важное замечание я бы печатала перед самим рассказом, а не после, но обычно же так не делают) Пробежав глазами биографию, к примеру, Евно Фишелевича Азефа мой вердикт был - матёрый авантюрист и всё тут. Этот гражданин состоял в революционных кружках, как внедренный агент царской полиции, но вот в чем фокус - он лично был организатором многих терактов и сделал много полезного для эсеров, в партии которых он состоял, одновременно сдавая полиции многих своих товарищей, а потому при его разоблачении никто из его товарищей - революционеров не мог поверить и довольно долго не верил, что он осведомитель. Возникает логичный вопрос - что творится в мозгах, совести и душе подобных людей? На чьей он стороне и можно ли быть одновременно на обоих сторонах в таком вопросе? Наглейший беспардонный авантюризм ли это, подкрепленный отсутствием каких либо моральных установок или недостаток работы над собой и над своей совестью? Максим Горький явно взял кого-то типа Азефа за прототип своего персонажа Петра Каразина (подпольная кличка - Карамора). Весь рассказ представляет собой обрывочные записи-воспоминания Караморы, бывшего (хотя бывшего ли?) активного и талантливого революционера, а потом ставшего осведомителем и провокатором, который сидит в тюрьме в ожидании, скорее всего, смерти уже после Революции. Карамора очень начитан, подкован в вопросах политики и политэкономии, харизматичен, умеет повести за собой, несколько раз сидел в тюрьме за свою деятельность, а также убил осведомителя, которого выявил в своём кружке, да и вроде как всеми руками за устранение социального неравенства. Но вот с душой и внутреннем стержнем у Караморы всё равно не лады.



Живут во мне, говорю, два человека, и один к другому не притёрся, но есть ещё и третий. Он следит за этими двумя, за распрей их и - не то раздувает, разжигает вражду, не то честно хочет понять: откуда вражда, почему?.. Разум не подсказывал мне, что хорошо, что дурно. Это как будто вообще не его дело. Он у меня любопытен, как мальчишка, и, видимо, равнодушен к добру и злу, а "постыдно" ли такое равнодушие - этого я не знаю. Именно этого-то я и не знаю"

Карамора пытается проанализировать, почему, когда его вербуют на место того же самого осведомителя, которого он только что убил, он сразу же соглашается, а совесть его молчит. Совесть его молчит и дальше, когда он начинает выдавать полиции одного за другим своих "лучших товарищей". При том, что сам он говорит, что сделал это ни из жажды наживы, ни из перемены во взглядах, ни из-за того, что устал от тюрьм и непростой жизни революционера, ни из страха смерти. Просто взял и сделал. И вроде как для него и жизнь - игра, а вроде как и не игра. Да и что вообще с ним такое?



"В это время я и ушибся о вопрос: почему люди так шатки, неустойчивы, почему они с такой лёгкостью изменяют делу и вере?"

Горький поднимает тут довольно занятный вопрос различия между, так называемыми, цельными людьми и двойственными. Отлично помню, что впервые этот вопрос очень сильно занял мои мысли в юности во время чтения   Отверженных  . Гюго неоднократно употреблял словосочетание "цельный человек", описывая инспектора Жавера. Тогда этот "цельный человек" пугал меня своей цельностью, но одновременно с этим, было что-то притягивающее магнитом. Уже тогда я поняла, что я сама "цельным человеком" не являюсь и такие сильные характеры меня даже пугают. А конкретно в этом рассказе Горький показал не цельную, а двойственную личность, которая опасна и для самого себя, и для окружающих. Что с этим делать и почему это есть в нас? Ответа нет. Хотя Горький дал одну мысль-намек, которая кажется мне очень правильной:



Я думаю, что ещё в юности, когда слагается человек, он, волею своей, должен задушить в себе зародыши всех личностей, кроме одной, самой лучшей. 

Как ни крути, без работы над собой и целенаправленного выкорчевывания своих плохих черт, мне кажется, не обойтись. И хотя многое в нашем мире не так однозначно, главное, не использовать позицию - " Я такой двойственный, да и вообще на любой вопрос можно посмотреть с двух разных сторон" , как отмазку и прикрытие выгодным в какой-то конкретный момент для себя действиям. Да и ждать, как ждал Карамора, когда же в нём наконец заговорит его совесть, не нужно - она может и не заговорить. Совесть надо воспитывать, потому она может грубеть как мозоль и со временем становиться нечувствительной, к тому, что раньше мы могли бы счесть недопустимым.

Сложный рассказ, оставляет после себя довольно неуютное послевкусие. И очень хорош тем, что как я уже успела заметить, наталкивает разных людей на совершенно противоположные мысли и выводы, и насчёт провокаторов, и насчёт того, что правда всегда где-то посередине) Но это ж Горький, который страшно силён в психологизм и человеческую душонку) И надо бы мне углубиться в его рассказы побольше, авось и созрею до   Клима Самгина. 

Комментарии


Свет, интересные вопросы ставишь)
Знаешь, тут наверно что то вроде нравственной шизофрении и расшатонности души и... усталости от себя? Некая месть себе? Экзистенциальный вид мазохизма...

У тебя в планах жизнь Самгина?)
Тот ещё Эверест.
Пробовал читать.
Вроде хорошо, много сильных моментов... но утомляет.
Так и не дочитал.

Хорошего вечера, Свет)


Привет, Саш)

Мысль насчёт нравственной шизофрении мне нравится) как то разум, правильные умозаключения отдельно, а жизнь отдельно, да и полное равнодушие ко всему) там ещё была интересная мысль о том, что  



Мысли представляются мне пузырями на поверхности кипения чувств: вздуваются пузыри, лопаются, исчезают, заменяясь другими. Только те мысли живучи и действенны, которые заряжены чувством

Это к тому, что ГГ ничего не трогает. Но что интересно, он чрезвычайно занят собой, он явно кайфует от своей писанины, к концу воображая себя первооткрывателем экзистенциальных мыслей , да и в общем считает себя уникальным именно засчет того, что способен  быть "и нашим, и вашим") наверное, некая грань психопатии, мда..

И вроде как Карамора максимально утрированный обобщающий образ, но прототип то реальный, да и я тоже знаю людей которые могут вдохновенно вложить в других людей какие то идеи, приведя очень логичные умозаключения, но на их жизнь их же "убеждения"никак не влияют, а идут параллельно)

А Самгина я как раз недавно начала читать и поняла, что читать буду оч долго) так что решила немного переключиться на рассказы, но бросать Самгина не хочется, так что надеюсь, по-тихоньку, осилю


Любопытная цитата...
Похоже на солипсизм. Змея кусает свой хвост.
Знаешь, нечто похожее есть в отношениях, когда человек мечется между любовницей и...
А на самом деле любит себя, пытается восполнить себя, свою пустоту. Отсюда и мания величия и эгоцентризм повешенный.

А Самгин хорошая книга. Может я не в то время читал или не в то время года.
Это порой важно)


Даже ни разу не задумывался о том, а я какой "целостный" или не совсем. Теперь придётся раскинуть мозгами.


Ахахах, да эти классики вообще страшные люди - начинаешь всякие думы думать, которые без них бы в голову сами не попали))


)) это точно.


На мой субъективный взгляд все проще. Абсолютное большинство людей (и я в том числе, белый плащ смысла нет надевать) - смогут легко работать охранниками в концлагерях - Германия 1933-1945 тому хороший пример. Сбросил узника/ ребенка-узника в яму с нечистотами днем, вечером переоделся, своему подарил конфетку и по голове погладил.

Эксперимент Милгрэма и Стенфордский тюремный эксперимент хорошо иллюстрируют эту тему.

Вопрос "правильного" подхода к промыванию мозга. Длительности и условий. К сожалению. Кто-то под влиянием авторитета - этого для них достаточно, кого-то придется ломать голодом, отсутствием сна - но это лишь вопрос интенсивности.

У Андреева есть интересный рассказ "Бездна".

По Самгину запомнилась жуткая сцена из фильма, где мальчик тонет - там еще крупным планом сняты детские лица. и эта фраза "А был ли мальчик". В детстве было жутко.

Надо бы тоже приобщиться. А то кроме "На дне" и рассказов "Данко" и "Старуха Изергиль" ничего не помню у него. Клима точно не читал. А нет, "Мать" еще читал.
О - еще у Толстого был эпизод вроде - где Горький пересказывал свой сон "поле снега, издалека в мою сторону идут сапоги (или валенки?) пустые".


Ну про охранников так-то да. Но тут же момент, что ты сегодня, допустим, 10 человек скинул в яму, а завтра 10 вывел тайными путями оттуда, потом опять кого-то скинул, а потом спас) можно, конечно, допустить, что в таком случае, ты даже будешь считать себя героем и молодцом, но это всё равно какое то ненормальное раздвоение, разве нет?...)

Тут конечно, ещё надо учитывать, что мы до конца не знаем, всю подноготную тех же самых реальных прототипов, в какой момент кто поднажал с какой стороны, а в какой что-то в голову ударило или что-то ещё ещё повлияло. Так что всё равно в рассказе утрированный, по моим личным ощущениям, больше собирательный образ, да и я не совсем подкована в том, были ли в момент написания рассказа у Горького свои какие то душевные метания по поводу правильности революции и всё такое... Или усомнился на тот момент и вот выдал такой размышлизм.  Потому-что многие его рассказы 20х годов не печатались в Союзе, насколько я поняла. Да и там же такая богатая биография, что биографы без работы до сих пор не остаются) вобщем, тоже надо бы углубиться в это всё

К Андрееву я как-то побаиваюсь пока приближаться, хотя в планах он уже давно есть) мне кажется он одним своим любым рассказом так вынесет мне мозг, что я буду ходить неделю прибитая)

По Самгину особо даже не знаю, чего ждать, кроме фразы "А был ли мальчик? ", сериал советский не смотрела, но осилив страниц 40 могу сказать, что пока вообще ничего не происходит, кроме разговорчиков, а повествование обволакивает каким-то туманом) так что хочется осилить даже чисто ради интереса, очень необычно. Тем более, что с Горьким я знакома по Детству, В людях и Мои университеты, которые мне невероятно понравились и это совершенно разный Горький там и в Климе. На дне читала в школе и уже ничего не помню, надо бы тоже освежить. Так что будем продолжать знакомство)