Больше рецензий

27 сентября 2022 г. 18:33

827

4 Спойлер Если уж равноправие, то эта часть саги должна называться "Собственница"

После событий, описанных в романе «В петле» прошло 19 лет и в последней части саги мы знакомимся с четвертым поколением Форсайтов. Судьбе было угодно устроить встречу дочери Сомса и сына Ирэн и посмотреть, что из этого получится. Флёр представляет собой совершенно новую породу девушек, гораздо свободнее и раскованнее родителей, а тем более бабушек и дедушек. Она смотрит на жизнь с позиций жесткого реализма и привыкла всегда получать желаемое. Джон, а точнее четвертый из известных нам Джолионов, сильно привязан к матери, возвышен, нежен и обладает поэтической душой. Естественно, эти две противоположности притянулись, но события прошлого тут же начали растаскивать их в разные стороны.
Прочитав всю сагу, могу сказать, что роман Джон Голсуорси - Сага о Форсайтах: В петле оказался для меня самым интересным. В первом как будто не были толком прописаны персонажи, в третьем как будто спал накал событий и конфликтов, и только во втором всё было как надо. «Сдается внаем» ставит во всей истории жирную точку, уходит из жизни последний представитель старшего поколения Форсайтов, давно закончилась викторианская эпоха, и жизнь кардинально меняется день ото дня. То, что выбор финала мне не нравится, естественно, проблема не произведения или автора, а исключительно моего восприятия. Я считаю, что если уж по справедливости, то в этой части чувство собственности Ирэн должно было подвергнуться ровно тем же нападкам, что и Сомс всё время до этого. Или «вы не понимаете, это другое»? Нет, это лицемерие. Сынок, у нас одна забота – твое счастье, поэтому сейчас же забудь про девушку, в которую ты безумно влюблен, не расстраивай маму. Всю жизнь Ирэн страдала от того, что ее считали вещью и точно так же поступает с собственным сыном. Можно возразить, что она не принуждала Джона и даже дала ему свободу выбора, но такой человек, каким изобразил его Голсуорси, никак не мог пропустить мимо ушей слова отца:
«Ты переходишь в тот лагерь, где твою мать держали в заключении»
«Не отравляй твоей матери остаток ее жизни»
«Не воздвигай между собой и матерью этой преграды»
«Не разбивай ее сердце».
Где уж тут о себе подумать, когда практически со смертного одра прилетают такие заклятия. Наверно, уже понятно, что моя ненависть к Ирэн вышла на качественно новый уровень. Никто не даст гарантии, что Флёр и Джон по-настоящему полюбили друг друга. Может это была только влюбленность, и ей не суждено было стать вечной, но проблема в том, что им этого не узнать и в их мечтах эта любовь всегда будет самой прекрасной и ничто ее не затмит.
Наверно, автор, таким образом, хотел показать победу красоты (Ирэн и Джон) над собственничеством (Флёр), но ведь по факту не получилось, победило именно чувство собственности, только в другом исполнении. Не вижу причин, почему к чувству собственности Ирэн я должна испытывать благоговение, а к такому же чувству Сомса – отвращение. Они оба хотели удержать около себя любимого человека, просто он когда-то предпринимал активные действия, а она сейчас пассивные.
Кстати говоря, старшее поколение сами же и сделали эту ситуацию возможной. Если бы не разводились тайны мадридского двора и детей с самого начала воспитывали в атмосфере определенного отношения к той ветви родственников, то велика вероятность, что Джон и Флёр даже не посмотрели бы друг на друга.