Больше рецензий

26 сентября 2022 г. 18:02

191

4 Слишком близко к дому

Аннотацию я прочитала невнимательно и не до конца, поэтому пребывала в полном (как оказалось) неведении относительно жанровой принадлежности книги. Настроилась я на триллер, может быть даже психологический, может даже местами на детектив, полный загадок, и даже где-то на задворках ассоциативных связей маячил Джек Торранс, медленно сходящий с ума и разрубающий топором дверь, за которой в панике спряталась его жена. Забавно, мужа главной героини, который начал странно вести себя после переезда, тоже зовут Джек. Ну, и название такое – “Не выходи из дома” – тоже поддерживает идею, что книга должна быть близка к триллеру. Но на самом деле роман Сьюзен Льюис не только не триллер, но даже и не детектив. Это скорее социальная драма.

Переезд в Ирландию для семьи Мур стал, определенно, положительным моментом: наконец-то они позволили себе большой дом, местечко тихое и уютное, природа восхитительная, мать Дженны Мур живет совсем рядом и, значит, сможет чаще видеть четверых внуков, младшие дети в восторге, а старшая дочка Дженны, Пейдж, уже нашла себе друзей в новой школе и стала весьма популярной. Дженна надеется, что в этом пасторальном уголке, вдали от шумного Лондона, она обретет вдохновение и сможет написать новую книгу. Её муж Джек работает над новым проектом – локальным издательством, которое, по его мнению, принесет им финансовое благополучие и независимость после того, как он лишился работы в столице. Пока Джек взял на себя все финансовые и организационные вопросы по запуску проекта, Дженна уделяет всё своё время детям: привезти-увезти в школу/из школы, проверить уроки, помочь с заданиями, накормить, спать уложить, собрать учебники, прекратить ссоры, успокоить, рассказать сказку и, в довесок, выгулять собаку. Идеальный муж Джек всегда старается выкроить время, чтобы помочь с детишками и старшей, своей падчерице Пейдж. Вот только когда новизна после переезда чуть сгладилась, Дженна начала замечать, что всё чаще у мужа появляются дела, неожиданные встречи, он постоянно висит на телефоне, но стоит ей войти в комнату, как он заканчивает разговор. Дженна начинает подозревать мужа в измене. В такой ситуации ни о каком писательстве не может быть и речи, её мысли заняты мужем и каждодневными заботами о малышах, а тут еще и финансовые проблемы замаячили на горизонте, поэтому пятнадцатилетняя Пейдж чувствует, что её предоставили самой себе. Конечно, как любой уважающий себя подросток, она не собирается делиться с родителями тем, что происходит в её жизни, однако события развиваются стремительно и в очень опасном направлении: её аккаунт взломан, кто-то публикует посты от её имени, друзья отворачиваются от неё, а в школе начинается самая настоящая травля. Единственная отдушина для Пейдж – это разговоры с загадочной Джули, которая отказывается называть своё настоящее имя, но уверяет, что она – друг, что она хочет помочь Пейдж…

Сьюзен Льюис запрягает медленно: начало романа получилось довольно затянутым, почти вязким, полным множества деталей повседневной жизни героев. Даже не очень понятно, если, как я, аннотацию не читать, к чему, собственно, автор клонит. Подозреваю, идея была в том, чтобы мы, читатели, прониклись семейной идиллией, познакомились с укладом жизни героев перед тем, как разразится катастрофа. И всё-таки начало буксовало. Что мне понравилось, так это как автор балансировала между двумя героинями: по-моему, у неё отлично получились описание ситуации, эмоциональный накал без прибегания в рассказу от первого лица. На мой взгляд, так история смотрится целостнее.

Читать роман довольно тяжело именно из-за того, что такого рода кошмар может произойти в любой семье, никто от него незастрахован, что и пытается донести до нас Сьюзан Льюис на примере благополучной, успешной, любящей семьи Мур.

Вообще, внутрисемейные отношения и проблемы – самые сложные и запутанные. Но самое важное – это внимание к детям, конечно же. И, как следует из урока, который преподает жизнь Дженне и Джеку, не только маленьких детишек нельзя выпускать из виду. “Взрослые” дети, конечно, могут позаботиться о себе, их не надо постоянно контролировать, но им также нужна поддержка и внимание родителей.

Хочется отметить, что заглавие “Не выходи из дома” – не самый удачный выбор. Это снова тот случай, когда наши переводчики перемудрили. Оригинальное название – “Too close to home” – намного вернее передаёт суть и идею книги. Слишком близко к дому. К крепости, к опоре, к гавани. К тому месту, где человек черпает силы и поддержку. Беда пришла в семью Дженны, а ведь ей казалось, что вместе они могут выстоять против всего мира. Обманы, измены, трудные подростки, мошенничество, махинации за спиной – всё это случается где-то там, на страницах газет, в рассказах, которые слышишь о знакомых знакомых, но к твоей собственной семье это не имеет никакого отношения. Но, к сожалению, иногда такие вещи случаются. Случаются слишком близко к твоему собственному дому.