Больше рецензий

fenixsetta

Эксперт

Эксперт по кирпичам и неожиданному выбору

25 сентября 2022 г. 23:54

443

4.5 Психологизм и душевный голод

Определить, насколько интересно будет читать эту книгу, очень легко: представьте себе героя, который пару сотен страниц бесцельно бродит по городу и описывает все, что видит и ощущает. Сюжет, даже если и стараться его прикрутить и сформулировать в одной фразе, сведется к тому, что герой иногда пишет фельетоны и заметки, получает за них деньги, но надолго их не хватает — и он снова скитается по городу, мучаясь от голода, пытаясь что-то написать, чтобы получить еще десяток монет, а по ходу дела сталкивается с разными людьми и самозабвенно вешает им лапшу на уши и придумывает разные истории. Если такое краткое описание не напугало, то книга должна понравиться, потому что главное, на что делается упор — атмосфера, психологизм и внутренние метания между реальным миром и мечтами.

Мне книга понравилась — при чем половину времени вызывала очень сильные ассоциации с героем "Запасок из подполья" Достоевского. Сходств с ними довольно много: тот же отсутствующий сюжет, странный герой что-то пишущий, не менее странная любовная линия... Вот только от Достоевского так и веет безысходностью, а от Гамсуна я получила ощущение отчаяния-в-котором-есть-еще-надежда, что ли. Нет "тяжеловесного мрачняка", читается, на мой взгляд, легче. Хотя кажется, это лично мое восприятие, многие другие классические романы, препарирующие душевное состояние не самого приятного героя, пугали меня гораздо больше.

Описаний много, но, несмотря на темы нищеты и голода, нет эпизодов, вызывавших бы у читателя неприятные и неуютные чувства на физическом уровне. Кроме того и голод, скорее всего, имелся больше душевный, а не физический — получите-распишитесь в пачке психологизма. Рефлексирует герой долго, подробно, но иногда довольно сложно разобраться, где же он искренен, а где играет его "сумасшествие" и "душевный голод". Следить за его мыслями мне было интересно, есть о чем подумать.

Сюжета почти и нет: либо изображение нищеты, холода и голода, либо весьма эксцентричные поступки героя — третьего не дано. Чего стоит одна любовная линия, где главный герой пристает к девушке, придумывая ей странное имя, а потом они начинают общаться, а потом все как-то совсем запутывается и гордо заканчивается ничем. Меня  также очень порадовала концовка — с одной стороны довольно открытая, с другой — довольно логично завершающая "сюжет".  Возможно, именно она и скрасила итоговое впечатление и добавила нотку надежды в царящее отчаяние.

А еще мне во время чтения казалось, что в этом городе слишком много полицейских и они чересчур усердно работают. Главный герой постоянно с ними общается, пытается оправдываться, при чем часто похожими фразами. Но в каждой части романа есть как минимум одно такое взаимодействие — предполагаю, что это что-то вроде кольцевой композиции, символа неизменной безразличности города... Но для меня выглядит немного чересчур.

Одним словом, знакомство с автором можно считать удачным, надеюсь, доберусь и до остальных его романов.