Больше рецензий

25 сентября 2022 г. 17:56

2K

5 Когда король вернётся, забудется беда

То, что это аллюзия на короля Артура, до меня дошло только на самых последних страницах. Хорошая ли эта книга? Я не могу её рекомендовать тем, кому нужен хороший сюжет, так как сюжета тут децл. Это очень длинная романтическая зарисовка. Надо любить эти придуманные королевства Лидии, как я, чтобы остаться в восторге от этого романа.

Лидия - это империя из небольших герцогств на востоке Европы, на момент первой книги уже распавшаяся. Так как третья книга представляет собой приквел, то империя ещё существует, в центре её - город Аравис (почему-то в русском переводе Аравиль).

Все три книги об обретении магии и о том, что она собой представляет. Так как я начинаю разговор с третьей книги, то придётся всё же немного рассказать и про первую. Там девушка Фэрис Наланин, наследница герцогства Галазон (уже независимого), поступает во Франции в магическую школу Гринло. Но в этой школе масса уроков о манерах, о литературе и истории, магии там не учат. Хотя об этом не говорится прямо, суть сводится к тому, что магия -это твой способ взаимодействия с миром, магии научить нельзя, можно только помочь тебе стать кем-то, кто будет направлять свою энергию в мир. В трилогии (которую я тоже потихоньку читаю), которую Стивермер написала вместе с Патрицией Рэде, магия более вещная, для неё надо что-то делать, акцентировать, фокусировать. В этой же трилогии магия - это нечто вроде вибрации от твоей личности. Да, есть "настоящие" маги, которые читают заклинания, но важнее желание, сила воли, стержень внутри человека.

Разумеется, в конечном счёте всё должно было прийти к наиболее ожидаемому нематериальному взаимодействию человека с миром - творчеству. В центре этого сюжета - молодая художница Hail Розамер. Переводчик упорно переводил её имя как Радуйся, возможно, именно такое слово возьму и я, хотя тут очевидно, что используется самое простое значение - Приветствие. Кстати, тут есть и Людовик Наланин, которого с тем же успехом могло и не быть, хотя его довольно много, он мало взаимодействует с ГГ и мог бы быть заменён любым иным персонажем. В конце не сказано, что с ним сталось, так что предположу, что где-то там по ходу пьесы они с ГГ успели пожениться и настрогать маленьких наланинов, энивей, не забыть бы глянуть упоминается ли он в первой книге среди предков. Первая книга - начало двадцатого века, в третьей хронологические рамки так размыты, что я сужу только по наличию пистолета - редкое и опасное оружие, так что от середины девятнадцатого века вплоть до его конца.

Радуйся Розамер дочь торговца шерстью, её берут в Арависе в ученице к известной художнице мадам Каррьере. Когда разок Радуйся бывает во дворце, она заворожена алтарём и медалью, которую сделал художник Мосперо. Она делает копию, но один из других учеников студии обещает, что донесёт на неё в магистрат, мол, она сделала это для того, чтобы чеканить фальшивые монеты. Она стукает его корзинкой по голове и сбегает. Около реки она видит бродягу, который ест сырую рыбу и вдруг понимает, что это легендарный король Джулиан, чьё изображение было на медали и алтаре и который умер сотни лет назад.

Я вам пересказала аннотацию. 150 страница из 450. Следующий абзац - это пересказ оставшегося сюжета и по тому, какой абзац маленький, вы поймёте, насколько этого сюжета мало. И нет, я не собираюсь ни прятать абзац под кат, ни ставить тэг "спойлер" на свою рецу.

Из бродяги выгонят душу Джулиана и окажется, что это его главный рыцарь Иштван, чью душу призвали вместе с королём. Иштван попробует убить рыжую некромантшу Далет, которая и призывает души, Радуйся, у которой всё происходящее уже давно стало одержимостью, попытается помочь, но Далет останется жива, Джулиана она вызовет. Затем подчинит себе. Некий Рыжий Нед попытается захватить Аравис, подчинив себе Джулиана, Радуйся, Людовик Наланин и масса людей короля Арависа, включая и мага Риго, убью Далет, совершат обряд, чтобы освободить Джулиана. За Джулианом и Иштваном прибудет на лодке королева Андред (жена Джулиана). Всё.

Мало, да? Но это красиво. От собственной лени я читала книгу, переведённую Гуглом, и даже сквозь такой перевод я ощущала, как будто меня укрывают одеялом из ночей, звёзд, витражей и золотистых обещаний. Каждая сцена впечатляет. Всякий раз мне казалось, что человек описывает пережитое, настолько автор был внутри происходящего. Да, третья книга уступает на одну голову второй, и на три головы первой, но до чего же она красива!

Сама история короля Джулиана (он умер заграницей и с тех пор существовала поговорка "Когда король вернётся", означающая время исполнения желаний) - это переосмысление легенды об Артуре. Джулиан говорит, что про его леди Андред и лучшего рыцаря Иштвана ходили слухи, пока сам Джулиан не понял, насколько сильно может им доверять. И, честно сознаться, я скорее ждала отношений между Джулианом и Иштваном, настолько последний одержим своим королём. И не поклянусь, что сама Стивермер подобного не имела в виду, история этих троих - эта история про самые трогающие меня эмоции, про преданность, у которой как может быть сексуальная подоплёка, так может и не быть - связь душ может сочетаться телом, а может и нет.

Все три книги оставляют ощущение жутчайшей недосказанности. Первая оборвана на полуслове. Да, все получили хэппи-энд, но... но как там всё будет дальше? А что насчёт Хранителей сторон света, про которых нам упомянули и всё? Вторая - вообще по сути спин-офф про очень полюбившегося мне персонажа и про мужской магический колледж в Англии (Оксфорд там торчит из всех дырок). Третья книга - приквел. Нам всякий раз обещают показать мир, а показывают его обрывок.

Конечно, если брать чисто техническую сторону, это потрясающе. Ты веришь, что видел всё своими глазами и так же понимаешь только часть истории, так как именно столько от неё поняла Радуйся-Приветствие, которой выпало стать проводником в этом мире вернувшегося короля. Все эти герцогства Лидии словно обещание, словно часть картины. Тебе хочется закончить картину самостоятельно, это один из моих источников вдохновения для создания собственных вымышленных государств на востоке Европы. Но... Я думаю, Стивермер полагала, что эта книга - завершающий аккорд, последние мазки на завершённой картине, тогда как аккорд оборван на середине и жаждешь получить настоящий финал.

Комментарии


Очень рада снова тебя читать)


Кстати, насчёт первой книги трилогии я с тебя не слезу и заставлю читать)) Тем более, что вот эту (третий том) редактировала Делия Шерман)))


Да я ещё тогда обе книги на русском закинула в читалку, но что-то никак не дозрею)))


Аххахахха! Я перечитывать собираюсь, как раз рецы напишу, вдруг тебя соблазню))


а вдруг;)


*сурово* Не вдруг, а обязательно! Не знаю когда, но я тебя уговорю!)))


Если без конкретных дат, я только за)


Без)) Я сама сейчас не факт, что смогу нормально читать, да и никого не заставляю)) Но до конца года я тебе ещё раз писсят напомню) Поверь, автор тебе зайдёт, тебе Робин Хобб заходит)) А эти книги такое сочетание моих эфирных викканцев и твоих легендарных и монументальных фэнтезюшников))

*хитро* А тебе Патриция Рэде, случаем, никогда не нравилась? А то Стивермер с ней так неплохо писала вместе О:)


На том и порешим, против таких напоминаний вообще ничего против не имею)))) Хобб любимка)))))

А я вроде у неё ничего не читала)


А я вроде у неё ничего не читала)

Блин...

Лан, тебе понравилась Делия Шерман, а это всё та же магическая туса))) Ну да, Стивермер и Рэде там сбоку припёка (первыми - Кушнер, Виндлинг и Датлоу), но они вроде как тоже почти в тусе))))

Договорились, напоминать буду)))) Кстати, в ДП эта книга была одним из заданий))))


Попробуем до всех добраться, до кого ещё не добралась))

О, я из дп много чего надёргала)))


Мы в ДП много хорошего советовали)))

Маккиллип я тебе потом буду советовать))))


что есть, то есть)))
оки))


Маккиллип ты должна помнить - "Оук-хилл")))


Да, да, естественно)