Больше рецензий

impossible-girl

Эксперт

Эксперт-раздолбай

25 сентября 2022 г. 14:48

375

2.5 Безвкусная и затянутая мыльная опера

За серией, в которой издаются книги Карен Уайт и Сары Джио, я слежу с 2014 года - с самой Ежевичной зимы . Считаю эти книги шедевром издательского дела - настолько они невозможно красивые. Однако вплоть до недавнего времени я этими книгами лишь любовалась: рассматривала обложки, листала в книжных магазинах и только. До покупки и чтения дело все не доходило. А потом я прочитала эту книгу и поняла, что, возможно, некоторые из этих книг справляются с функцией предмета интерьера все-таки лучше, чем с задачей литературного произведения.

Но обо всем по порядку. Главная героиня этой истории Джорджия оценщица антиквариата, и в частности старинного фарфора. За ее услугами обращается богатый вдовец по имени Джеймс: ему нужно оценить для последующий продажи бабушкин сервиз. И чтобы выполнить эту работу максимально точно, Джеймс и Джорджия едут на родину последней, так как Джорджия припоминает, что видела в доме матери похожий предмет. Поездка домой, однако, не представляется такой уж радужной, так как дома Джорджию ждут выжившая из ума мать, старик-дед, племянница и сестра, с которой Джорджия не ладит последние 10 лет.

Сюжет как бы предполагает, что Джорджия на манер детектива будет шаг за шагом распутывать историю старинного сервиза, а заодно и историю собственной семьи. Параллельно должна развиваться семейная драма (недаром же Джорджия не возвращалась домой 10 лет) и любовная линия, потому что любовный роман тут тоже заявлен. Неужели всего этого здесь нет? Да как сказать, вроде есть, но в концентрации такого слабенького морсика, что ни по вкусу, ни по цвету, ни по запаху невозможно определить, что же в него намешали.

Загадки шиты белыми нитками: одна "большая-большая тайна" очевидна почти с самого начала, вторая - где-то с середины книги. И это для меня - персоны, которая прочитала не так уж много книг такого жанра и которая никогда не угадывает убийцу в детективах. На самом деле, писательница будто бы и не пыталась скрыть эти тайны от читателей. Наоборот, она сначала очень толсто намекает на них, а потом заставляет смотреть, как персонажи распутывают эти загадки. В результате, вместо эффекта неожиданности мы испытываем лишь раздражение от того, что герои так невыносимо долго тупят.

Хорошо, может, тут важнее драма? Да, возможно, потому что завязка здесь действительно нешуточная: у сестер есть вполне обоснованные претензии друг к другу, к матери и, как выяснится впоследствии, к деду. Тем не менее, выяснение отношений между этими людьми выглядит как бесконечное пинание мяча из рук в руки: они просто повторяют какой-то определенный набор мыслей по кругу на протяжении всего объема книги. Это создает впечатление, что конфликт как таковой никак не развивается, он просто есть, а потом как-то внезапно сходит на нет.

Примерно то же самое можно сказать и об основном любовном сюжете. Джорджия и Джеймс хаотично вытряхивают друг перед другом свои драмы, и потом вот они вместе. Честно, я вообще не уловила процесса сближения, а также не поняла, что они друг в друге нашли. В этом смысле отношения сестры Джорджии с мужем получились чуть более живыми, что ли, но у них там и страданий в жизни побольше.

Персонажи здесь не то чтобы совсем плоские, но какие-то очень невыразительные. У них есть по паре ключевых качеств, и эти качества просто бесконечно описываются и только иногда проявляются. Как итог, персонажи просто неинтересные: про них все понятно с самого начала, и поэтому с очень большой долей вероятности постоянно удается предсказывать, как они будут вести себя в разных ситуациях.

А еще книга написана таким образом, что все, о чем говорят персонажи, - это их чувства, эмоции, страдания и бесконечная псевдомудрость. Ну то есть может быть все эти идеи про жизнь, любовь, семью и дом - это действительно мудрость, но, когда это все повторяется почти одними и теми же словами на пяти сотнях страниц, всерьез это воспринимать не получается. Тем более, что этими рассуждениями полностью вымещаются обычные повседневные диалоги, и получается, что герои только и делают, что источают свои псевдомудрости.

Ну и конечно, отдельного упоминания заслуживают сюжетные повороты в стиле Санта-Барбары, которых здесь с излишеством. Ну не верю я, что на такое небольшое количество людей в реальной жизни может прийтись такое количество тайных беременностей, потерянных детей, измен и убийств. И при этом при обнаружении этих вещей персонажи ведут себя так спокойно, будто бы случившееся не составляет ничего такого уж экстраординарного.

спойлер

Здесь я имею в виду, что девятилетняя Бекки обнаружила свое свидетельство о рождении и выяснила, что женщина, которую она считала матерью, на самом деле ее тетя, а тетя - это мать. И как она на это реагирует? - Спокойно! Типа "вау, у меня две матери, как классно )))". И это я не говорю о том, что формально очень сложно оставить ребенка тете и дяде так, чтобы все подумали, что последние - это родители. У них же банально нет родительских прав, и это выяснится при первом же походе в больницу или попытке устроить ребенка в школу.

И это я молчу про то, что приемные родители Берди убили ее родного отца, чтобы не возвращать ее ему, и сломали ей этим психику на всю жизнь, а она в возрасте 75 лет наконец осознает произошедшее и такая: "а ну, ладно, пора жить дальше". Серьезно, что ли?


свернуть

Короче, я с трудом могу назвать причины, по которым кому-либо стоило бы прочитать эту книгу. Ну, эту книгу, наверное, приятно в руках держать (я точно не знаю, так как слушала в аудио). Там много чего написано про пчеловодство и старинный фарфор, так что, если какая-то из этих тем у вас как-то особенно отзывается, наверное, можно почитать. А в остальном, это абсолютно пресная вещь. Не могу сказать, что прямо очень плохо или невозможно читать, но после прочтения у меня просто осталось стойкое ощущение, что, если бы я не прочитала эту книгу, я ничего бы не потеряла.

На полке стоит Рапсодия ветреного острова этой же писательницы, наверное, дам ей шанс, но точно нескоро и вообще не факт, что дам.

Прочитано в рамках летнего тура игры "Книжное путешествие" для поля 21. КВАдрат. Количество букв в названии книги равно целому числу в квадрате;
- и игры "Собери их всех!" для клетки 7D “Цветочная поляна”