Больше рецензий

synee_oblako

Эксперт

в области прокрастинации

25 сентября 2022 г. 12:17

303

2 Одно из главных разочарований года

Случившийся в поместье пожар и смерть матери оставляют Жозефину де Крисси сиротой, которая теперь обязана покинуть храм, чтобы как старшему ребёнку вступить в права наследства и принять ответственность за угасающий род. Однако первые же шаги в этом направлении оборачиваются подозрительными несостыковками в обстоятельствах пожара, получением опасного имущества, за которым тут же открывается охота и организуется нападение на главную героиню вместе с её людьми. А следом события вынуждают её срочно покинуть дом и отправиться в долгую дорогу, чтобы найти поддержку на землях своего отца.
История закручивается в плотный узел и не тормозит, а из плюсов можно выделить достаточно прорисованный мир. Обычное условное фэнтезийное средневековье с классическим делением на север и юг и интересной отсылкой: согласно концепции мироустройства, люди живут в Чаше на стволе дерева, у которого есть Корни, где обитают Твари, Подземники, и есть Ветви, куда уходят праведные души. Сразу вспомнился Иггдрасиль из скандинавской мифологии. Кроме того, тут есть как магия, так и алхимия, которая больше соответствует образу артефакторики, чем работе с веществом. Плюс некогда существовали Всадники: люди, имеющие глубокое родство с предназначенным именно им животным, способным подниматься в воздух.

Небольшой задел на любовную линию в начале сюжета почти сразу же отходит на самый дальний, самый не важный план: герои разделены расстоянием, у Жозефины есть дела гораздо более важные, чем душевные переживания: её пытаются убить, она должна быть аккуратной и ответственной, чтобы не подставить своих людей, события набирают размах и вот мы уже оказываемся в осаждённом замке, который надо отстоять. История окончательно уходит в фэнтези и вот тут всё начинает очень сильно ухудшаться. Авторы замахнулись на такой масштаб, который во-первых, был не нужен, во-вторых, который им не удалось вытянуть. В итоге теряется смысл, целостность и темп.

Это могла быть хорошая роуд-стори, путешествие из точки А в точку Б, где читатель знает, куда надо дойти персонажам и зачем. Тут же перемещения героев периодически заканчиваются ничем, они сразу срываются на новое место по порой не совсем понятной логике. Отрицательно влияет и затянутость: события начали двигаться гораздо медленнее, объём можно было бы значительно сократить, чтобы сделать их более насыщенными. Поэтому и хороший слог тоже потерял свою прелесть: его обороты стали восприниматься не как красивое, живое описание, а как растягивание времени на чтение.

Это мог бы быть хороший ромфант, если сильно урезать претензии на масштабность и уделить внимание развитием отношений персонажей. Авторы же поступили очень странно: оставили любовную линию, которая в сюжете им абсолютно не нужна и ни на что не влияет. Они не затрагивали её ни событийно, ни через размышления хотя бы героини, но почему-то она от первого знакомства и возникшей неясной симпатии сама по себе неизвестно каким образом оформилась в уверенность. И одним даром эмпатии Жозефины это не объяснить, тут нужно что-то более существенное. Хотя бы очередная особенность мира, какие-нибудь магические соулмейты или подобное.

Но самый главный минус, по-моему, скатывание в мерисьюшность: величайшая опасность и величайший грех таких книг. Всё-то главной героине удаётся: и потенциал внезапно огромный, и верность людей тут же получает, и учителя, и животное, и если есть в мире какая-то легенда, утерянное заклинание, то рядом с ней оказывается, что это вполне себе реальность. Всё само идёт ей в руки, ты уже понимаешь, что ничего с персонажем не случится, а потому нет смысла переживать, быть включённым в сюжет. Из малоопытной девушки она превращается в опытного воина и руководителя только за счёт пройденных событий, а не мыслей, рефлексии. Этот этап пропущен, а психологическое отражение - залог достоверности. Если изначально способность Жозефины заставлять себя слушать, уважать была правдивой: право происхождения, крови, статуса, то когда это начинает работать на всех и во всех условиях, то становится просто смешным. А разочарование возникает именно потому, что начало книги было многообещающим, включая задатки адекватной главной героини, имеющей характер, преимущества, недостатки и способность думать.