Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

23 сентября 2022 г. 22:04

2K

5 Кому дать задохнуться?

Нельзя угодить всем. Но вполне можно угодить одному человеку. Жене, матери, отцу, другу, начальнику. Можно исполнять желания другого, предвосхищать, угадывать, подчиняться. И если вдруг, всё это замешано на чувстве вины, если у другого в руках карающий меч Долга, то подчинение грозит стать тотальным. Но нельзя любить и уважать из чувства долга. И никакая вина, никакие аргументы, манипуляции, призывы к совести, оскорбления и унижения не возродят любовь там, где её нет.

«Ссор между нами больше не происходило. В любых обстоятельствах, на людях или дома, я молчал или кивал с рассеянным видом, а она говорила со мной ироничным, притворно ласковым тоном, в котором чувствовалась скрытая угроза»

Роман итальянского писателя Доменико Старноне «Фамильный узел» о сложных семейных отношениях.

Три главы, три версии событий. Жены, мужа, детей. Три главы, три разных уровня погружения в личную драму. Отчаянье писем женщины, расстояние между некоторыми в несколько лет. Далее фатализм и грусть внутреннего монолога мужчины, к читателю обращаются как к невидимому собеседнику, священнику, перед которым изливают душу. И короткая хроника событий от лица дочери.

Этот роман – подробный, точный и детальный анализ семейного кризиса. Важные краеугольные вопросы, которые – да, задавать способен только закоренелый эгоист, но которые являются принципиально важными в жизни любого человека, не важно эгоист он или нет.

«Задохнуться самому, чтобы не дать задохнуться ей?»

Что если вопрос стоит так? Что если брак уже давным-давно перестал быть союзом, тогда как следует поступать? Ради детей, спокойствия и репутации дать задохнуться себе? Или ей? Кому?

«Сначала я подумала: наверно, с ним случилась беда, и он не в состоянии вспомнить, что я — живой человек, со своими чувствами, мыслями, собственным голосом, а не героиня пьесы для кукольного театра, которую он тут передо мной разыгрывает»

В том-то и проблема, когда другой человек уходит из семьи/ изменяет/ принимает решение о разводе и проч. он думает о себе в первую очередь, это даже не обсуждается. Можно ли помнить о другом в такой момент?

«Мы оба, и я, и она, владеем искусством умолчания. После той давней драмы мы поняли одну вещь: для того чтобы жить вместе, мы должны высказывать друг другу гораздо меньше того, о чем молчим»

Как сохранить брак на долгие годы? И вот он парадоксальный ответ. Говорить друг с другом обо всем/не говорить друг с другом ни о чем.

Эта книга, такая маленькая, тоненькая, читающаяся легко, такая быстрая, бурлящая страстями, поразила меня. Писатель подмечает все детали поведения обвиняющей стороны. Все муки того, кому изменили. Как могло это произойти? Что она сделала не так? Что в ней самой не то? Какой надо быть? Что ей сделать?

«Она не попрекала меня тем, что я ей сделал, не напоминала об унижениях и оскорблениях. Но боль, пережитая в те годы, не хотела покидать ее, а лишь искала другие средства выражения. Ванда продолжала страдать, и ее страдание превратилось в непримиримость. Она страдала и раздражалась, страдала и становилась враждебной, страдала и переходила на презрительный тон, страдала и становилась непреклонной»

Мне кажется, я могу говорить об этой книге часами. Так всегда бывает, когда произведение задевает за живое. Мне хочется рассуждать и выдвигать гипотезы, хочется анализировать героев и их поступки. Я уже читала Старноне и узнавала какие-то приметы его прозы. Рефлексия, анализ, попытка понять прошлое, себя, прожить то, что похоронил в душе, высказать то, что копилось годами…. Эта книга о семье, о себе, о выборе. И о том, что невозможно угодить всем. Даже одному человеку.

Это рецензия из моего жж