Больше рецензий

23 сентября 2022 г. 14:49

96

2 Неклассично о классике

Это выжимка из размышлений автора по интересующим его темам. Книга непривычно маленькая для "философов", любящих нагнать пафоса и объема - сколько помыслил, столько и написал, хотя цитат всё равно много, а огромный список литературы может вызвать скепсис. Темы крайне разнообразные: от единства мира и неклассических стратегий философствования до философии фантастики, проблемы сознания и перфомативности. Однако размер этих глав не дает надежды на глубокое погружение в эти темы. Автор - давно действующий преподаватель философского факультета МГУ, и набор проблем, сформирован, по всей видимости, поворотами его преподавательской деятельности и мышления. Все эти темы он разбирает на лекциях и особенно семинарах, которые нравятся не всем, но клуб фанатов у него всегда набирается и не без основания. На семинарах Кузнецов использует неклассический прием, отказываясь от роли преподавателя как эксперта или ментора, а становясь посредником, поддерживающим нужный уровень дискуссии. С подходом В.Ю. к преподаванию можно подробнее ознакомится в соответствующей главе книги. Довольно проникновенная.

Но наиболее сильные части, на мой взгляд - первые две, которые посвящены единству мира и сравнению классических и неклассических направлений философствования. Что касается единства мира, то главный тезис Кузнецова в следующем: "Единство мира отображается с наиболее возможной полнотой только в единстве человеческой культуры посредством сей совокупности дополняющий друг дурга воззрений, концепций, стратегий и дискурсов" (32). То есть автор утверждает единство мира не в классическом виде (онтологическом или метафизическом), а в неклассическом, как условие, без которого невозможна мысль, особенно мысль философа.

Вторая глава посвящена любимой, как мне кажется, теме автора - классической и неклассической стратегии в философии. "Фуко в 1966 году в книге "Слова и вещи" обнаружил, что порядок, на основе которого мы мыслим, имеет иной способ бытия, чем порядок присущий классической эпохе. Дело не в предполагаемом прогрессе разума, а в том, что существенно изменился способ бытия вещей и порядка, который, распределяя их, предоставляет их знанию". Немного более узнать об этом и получить десяток ссылок на хорошую литературу по теме можно во второй части.

Далее следуют мини-главы на тему философии фантастики, непрямой референции, проблемы сознания, феноменологии времени, перфомативности. Такой разброс тем для многих и для меня служит негативным маркером для оценки профессионализма автора. Человек, пишуший на все темы, не вызывает доверия. Тем не менее, всё о чем пишет В. Ю., не сомневаюсь, продумано им лично и является плодом собственных размышлений, а все цитаты вставлены не для объема, а потому что представляются автору не менее, а может быть и более ценными, чем его собственные размышления.

По прочтению книги, я так и не решила для себя, что перевешивает в авторе - его скромность, учитывая размер книги и выверенность формулировок, или гордыня, раз он решился взяться довольно поверхностно за такой круг тем и опубликоваться в серии "Академический проект" с предисловием самого Свасьяна..