Больше рецензий

23 сентября 2022 г. 09:27

601

3 Неоднозначное впечатление из-за одного большого НО...

Не многие книги я растягивала так, как эту. И вот не сказать, что она плохая или совсем неинтересная. Не исключаю и того, что я люблю придираться к деталям и потом расписывать минусы на сто страниц. В любом случае, не хочу тянуть, потому что, да, я собираюсь расписать минусы, и пусть кто-то попробует остановить меня ̶(̶п̶о̶м̶о̶г̶и̶т̶е̶)̶.

Все спойлеры скрыты.

Но по традиции начну с плюсов и немного похвалю. Идея действительно очень интересная. Мир продуманный и прописанный, такой, что в него легко поверить. Я могу представить, что такой мир, хотя, наверное, правильнее будет сказать, такая вселенная действительно существует. А это значит, что автор действительно хорошо продумал и прописал мир, его правила и условия. Что, кстати говоря, тоже большой плюс. Нам чётко и понятно объяснили, как и что работает (сам мир, герои, их способности: что могут, чего не могут, и почему так), и это очень хорошо. А ещё красивые описания местности, при этом нет перебора по типу описания берёзы на три страницы. И сразу же первый минус в спойлере -->

спойлер
Это, к сожалению, относится к миру в целом, к описаниям их путешествия в Амбер. Но, как только они добираются до этого самого Амбера, до центра вселенной и всё такое, до их самой главной цели, за которую они борются, описания резко прекратились. Не было буквально ни одного описания самого Амбера, что дико странно и печально. Из-за этого Амбер кажется безликим. Я без понятия как он выглядит и кто там живёт.
свернуть

Что ж, приступим. Что я могу отнести к минусам.

Я вообще, вот прям совсем, ни капельки не переживала за героев. И я прекрасно понимаю почему. Потому что нам элементарно их никак не описали. Я не знаю кто они. Не знаю о чём они мечтают, чего боятся, что им снится, чем они живут, какие черты характера у них, какое было детство, какие у них принципы и т.д. и т.п. Они все картонные как коробка из-под обуви. Даже главный герой, от лица которого, на минуточку напомню, идёт повествование! Я буквально пару часов назад дочитала книгу и не могу сказать вообще ничего про героев, даже про ГГ! Они совершают какие-то действия, да, но я без понятия кто эти люди, так почему я должна за них переживать??? ГГ не совершил никаких поступков, которые его характеризовали бы ну хотя бы как-то минимально, чтобы я хотя бы понимала, что он добрый, например. Ну хотя бы это. Мне не хватило простого и элементарного "спасения котика". И более того, главный злодей тоже не совершает буквально никаких действий, которые показали бы, что он плохой. И при этом слишком много героев в истории. Имена, имена, имена. Многих мы так и не увидели в первой книге. А все, кого мы видели, совершенно никакие. Думаю, вы понимаете, как сложно было их всех запомнить и не запутаться (это я ещё про терминологию этого мира не говорю).

спойлер
Вот почему, например, Эрик менее достойный правитель, чем Корвин? Я не знаю, может Эрик более мудрый и милосердный, чем наш ГГ. Может будет лучше, если Эрик и будет править. Я же их не знаю, так почему я должна за Корвина то переживать?
свернуть

Это и есть основное "НО", которое испортило всё впечатление. Всё остальное я бы простила.

Отрицаешь - предлагай. Так что я скажу, как это можно было бы исправить. И нет, не просто добавить какие-то действия, чтобы показать характер героев. А добавить ФЛЕШБЕКИ. Простое и элегантное решение проблемы. И вот почему -->

спойлер
Из-за того, что героям в момент событий книги много сотен лет они, что логично в какой-то степени, не слишком эмпатичны, и даже к смерти относятся очень легко и по-филосовски. А вот флешбеки из детства, например, сделали бы их в разы живее и человечнее. А ещё, т.к. в книге очень много действий, флешбеки были бы способом познакомить нас с героями, при этом не отвлекаясь от сюжета. Этот приём использовали по-настоящему очень скупо и всего один раз - когда мы первый раз встретились с Джулианом. Когда нам рассказали, что он в детстве заставлял слуг в одежде Корвина мучить лошадей, чтобы те потом скидывали его, мы сразу поняли какая он мразь. Вот так легко и просто можно заставить читателя переживать ЗА кого-то и ПРОТИВ кого-то. Если бы этот приём использовали в течение всей книги я бы 100% поставила 5 звёзд. И да, даже возраст в несколько веков не оправдывает абсолютное отсутствие каких-либо характеристик у героев.
свернуть

Отсутствие предыстории. Опять же в тему крайней необходимости флешбеков, но уже по другой причине. Мы не знаем, что произошло в этой семье, и почему все братья-сёстры так друг к другу относятся. Почему эта борьба так важна?

спойлер
Ведь, кроме того, что герой борется за трон, он борется за него с собственным братом. Это явно должно быть личным, но я этого не почувствовала. Они, в общем-то, могли бы и не быть братьями, и от этого вообще ничего бы не изменилось, если не брать в расчёт наследственность престола.
свернуть

Да, может флешбеки и хорошие описания и будут в следующих книгах, но мы сейчас говорим про эту, и прямо сейчас, в этой книге, мне непонятно, что между ними произошло, какие у них отношения (кроме сухого "союзник" или "враг"). У меня такое чувство, что мне не рассказали всей истории, так почему, опять спрашиваю, я должна переживать за них, если я про них ничего не знаю???

Не всегда понятны рамки их возможностей и чрезмерное нагнетание при очень простом исходе. Например, в одной сцене была большая, как нам казалось, опасность, герои были очень напуганы, речь шла о жизни или смерти, а в итоге... герои разобрались с проблемой за две минуты.

спойлер
Погоня с Джулианом. Они удирали от него как от огня, столько страха и жути нагоняли, а в итоге обезвредили и взяли в плен за две минуты. И так вообще во всём. У героев невероятные силы, из-за чего нет смысла переживать за них, ведь им, по-моему, и армия то не особо нужна была. Если бы они сами с Блейзом вдвоём армию Эрика похерачили, я бы не удивилась. О том, как Корвин выжженные глаза восстановил себе я даже вспоминать не хочу. Обесценивание последствий его поступков, а также наших и его эмоций во всей красе. Корвин Великий и Ужасный. Может вообще всё.
свернуть

Так зачем же нам, ещё раз спрошу, болеть за них в будущем, если у них всё так легко и просто решается???

Нелогичные моменты, дыры в сюжете и постоянная ходьба из точки А в точку Б. Большая часть сюжета состоит из не совсем понятных мне, ненужных перегонов героев из одной точки в другую. Во многом это просто путешествие, и, казалось бы!!!, хорошая возможность для разговоров и разных передряг, в которых они бы раскрылись как личности, но, увы... Очень много моментов, которые нам не дают ничего. В эти моменты мы просто следим за какими-то действиями персонажей, но при этом не узнаём вообще ничего нового ни про них, ни про мир, и сюжет это никак не продвигает. Сюжет никак не влияет на героев, они не меняются и не растут. Да им и не из чего, они изначально были просто именами на страницах, ими же и остались. По сути, я бы даже не смогла сказать, что тут есть сюжет, по сути дела это просто побегушки и драки, драки и побегушки.

спойлер
По поводу ненужных моментов: например, драка в самом начале, когда за Рэндомом приходят какие-то мужики, и по итогу это не имело вообще никакого значения для сюжета. Драки с Джулианом тоже можно спокойно выкинуть из истории, ничего не поменяется. А всё остальное, по сути дела, побегушки. Из больницы к Флоре, потом в Амбер из Тени, потом в морской мир название которого я забыла, потом во дворец, а оттуда - к Блейзу, а потом опять во дворец. По большей части это путешествие из точки А в точку Б, чтобы потом попасть в точку С, а из неё - в точку Д, и за это время мы не узнаём ничего важного ни про героев, ни про мир, и вообще ничего важного они не делают по сути. Более-менее сюжетные, важные действия начинаются ближе к последней четверти книги. А по поводу нелогичных моментов: первое, что вспомнилось, хотя я помню, что многое у меня вызывало вопросы - это спокойное и умиротворённое проживание Корвина на маяке, куда он сбежал из тюрьмы, при том, что он оставил в своей камере огромный рисунок маяка, который явно указывает Эрику, куда он сбежал. А что ещё более странно, так это то, что за три месяца Эрику оказалось недостаточно такой огромнейшей подсказки и всех ресурсов страны чтобы поймать своего злейшего врага. О, а ещё то, как Корвин, с его силой терминатора, потерял сознание от одной царапины на руке после сражения с Эриком.
свернуть

Очень не хватило женских героев. Скорее всего тут сказывается тот факт, что автор - мужчина. Но единственной девушкой, которую мы хоть какое-то время видели, была Флора, которая, как сам Корвин и сказал, откровенно вела себя как дурочка. Неприятно и грустно.

Слишком быстрое и скупое описание тех вещей, которые вообще-то очень важны. В какой-то момент Корвин открыто говорит читателю: "Не буду утомлять вас подробностями", на что мне так и хотелось закричать: "Да нет уж, будь добр!". Потому что мне откровенно не хватило деталей и глубины. Даже моменты, которые, казалось бы, должны быть эмоциональными и глубокими, тем более, что описание идёт от первого лица и переживания передаваться должны ещё лучше, описывались достаточно скупо и исключительно "по делу". Как-будто Корвину самому не слишком интересна его же собственная история. Так почему же нам должно быть интересно?

спойлер
Многотысячная армия собирается за две страницы как нефиг делать, четыре года в темнице проходят за одну страничку, крайне сложный и долгий поход, в котором они теряют тысячи и тысячи воинов описывается в пару абзацев. Я вставлю пару цитат, чтобы показать, как много мы потеряли между строк. Последняя цитата вообще относится к годам, проведённым в ужасающих условиях в темнице, не имея практически ничего для хоть сколько-то нормального существования, при том, что у героя были выжжены глаза раскаленным железом. Эти моменты у умелого писателя могли бы быть крайне трогательными, драматичными и эмоциональными. А тут это... вот это:
"Опущу подробности. В конце концов перебили всех, кроме меня."
"Мне здорово повезло: сам я за это время потерял всего лишь сто восемьдесят шесть кораблей."
"Не стану утомлять вас излишними подробностями. Второй год был точно таким же, как первый, и закончился тем же. И третий — тоже. "
свернуть

В общем, можете кидаться в меня виртуальными помидорами, но я увидела больше минусов, чем плюсов. Исключительно из-за такой большой армии поклонников и личного совета одного человека, а ещё из-за понравившейся идеи мира, я продолжу читать серию, но настроена я скептично.

Всем добра, и буду рада поспорить в комментариях, если кто-то захочет этого :)

Комментарии


Господи, спасибо вам!) Я уже подумала, что одна такая, которая не понимает всего фанатства вокруг Хроник Амбера. Первую книгу осилила еле как и продолжать точно не буду. Сам мир очень интересный, но мне не хватило его описания и поверхностные воспоминания Корвина вот вообще никак не помогли мне понять его и начать как-то за него переживать. Ещё меня очень коробил на протяжении всей книги слог автора, мб это конечно перевод кривой, но вот это лавирование между пафосными высокопарными речами и условно "пойду покурю" очень раздражало. Видимо я ожидала большего от классика фантастики :(

Даа, понимаю, все в таком восторге, что мне было даже страшновато выкладывать такую рецензию. Думала, что никто не поймёт))

Да, мир там почти не описывается, и если про него что-то и говорится, то это только скупое внешнее описание. А как же люди, которые живут в Амбере? Можно же рассказать, как они живут, кто они, чтобы мы понимали, что город не пустой. А отсутствие хоть какого-то раскрытия персонажей, как я и писала, это вообще моя самая большая боль в этой книге.

Про слог тоже согласна, но об этом я решила не писать, потому что это действительно может быть дело в переводе, и тут мы судить не можем.

Я всё-таки продолжаю читать серию, и хочу сказать, что Вы ничего не упускаете, вторая книга пока ни чем не лучше. Посмотрим, если смогу её дочитать, то обязательно и на неё рецензию бахну 😁

Автор сделал большую ошибку, что не дал нам толком лора всего мира. Для меня самый интересный момент в первой книге был, когда Корвин с братом добирались до Амбера и то это мне хотелось бы тут более яркого описания.

Про персонажей вообще молчу. Такое чувство, что вот Корвин хороший потому что вот "хороший", а все остальные такие "плохие". Мотивация очень слабо раскрыта или мне её только не хватило.

Буду ждать вашей рецензии на вторую книгу :)

Да, кстати, вот на моменте перехода в Амбер я ещё подумала, что наконец-то хоть что-то интересное происходит)

Про героев вообще буквально ничего нельзя сказать, настолько они никакие. Главный герой не совершает никаких хороших поступков (или хоть каких-то, пусть и не хороших, но характеризующих его как человека) , а злодей не совершает по сути ничего плохого. Такая элементарная вещь, вот вспомнить даже любую детскую сказку, и то, там обязательно будут, пусть даже самые простые, мотивация и характер у героев.

Ну всё, теперь у меня есть мотивация дочитать вторую книгу))

Откровенно говоря, я рада только, что Желязны опустил подробности пребывания Корвина в тюрьме. :) В остальном полностью согласна с вами. А еще хочу отметить, что даже название отсылает к принцам, а не к принцессам, меня это удивило.


Готова подписаться под каждым вашим  словом! спасибо за рецензию!)

Спасибо за комментарий! Рада, что вам понравилось :)