Больше рецензий

1 октября 2013 г. 14:23

1K

5

Современные Интернет-тролли в обязательном порядке должны читать диалоги Платона, если хотят достигнуть вершин мастерства подкалывания собеседника. Сократ в "Евтифроне" выведен настоящим супергероем, который в сиянии троллинга появляется перед противником и на раз-два-три делает из него посмешище, причём сам не только остаётся в белом плаще, но ещё и паясничает, дескать вот ты такой умняша, а я-то болван, научи уму-разуму. Увы, искусство блестящей полемики кануло в небытие, и иной раз те, кто считают себя по силе убеждения равными Сократу, на деле лишь кидаются какашками. Сократ в этом диалоге тоже балансирует на грани, ещё чуть-чуть и его закидоны стали бы самодовольным бахвальством, но фишка в том, что эту грань он как раз не переходит.

А диалог, как водится у Платона, крошечный. Сократ встречает некоего господина Евтифрона (как будто дважды чихнули, будьте здоровы). Тот идёт судиться с собственным отцом. Вопрос больше морального свойства, чем судебного: наёмник Евтифрона набухался и зарезал раба, отец Евтифрона его связал и бросил в канаву до судебного разбирательства. Но пока колесница правосудия скакала к месту преступления, пьяненький наёмник сам сыграл в ящик. И теперь Евтифрон хочет наказать за убийство собственного отца, дескать ай-яй-яй, это всё не богоугодно.

Диалог, как ни странно, больше крутится не вокруг этой тяжбы и странных убийств, а вокруг религиозной тематики. Сократ изящно заводит собеседника в тупик и оставляет его там, зловеще хохоча. Пока они различают "богоугодное" и "благочестивое", у Евтифрона взрывается анус, поэтому он в спешке уходит. А нечего лезть к Сократу с такими проблемами.

Я вполне понимаю, за что злобные и напыщенные граждане Афин невзлюбили Сократа: кто же выдержит эти тонкие издевательства, на которые и ответить-то никак не получается, тем более, что иногда Сократ доходит едва ли не до юродствования. И тем более понимаю, что если они не врубились в его разговоры, то вместо смысла накинулись на тему. Увы и ах, тема острая – за оскорбление религиозных чувств верующих можно и схлопотать. Даже если ты на самом деле говорил о несколько иных вещах.

Читайте Платона, восхищайтесь Сократом, прокачивайте экспу. Кстати, именно с этого диалога начинается один из забугорных курсов про Кьеркегора. Пригодится.

Комментарии


Даже если ты на самом деле говорил о несколько иных вещах.

О, да! Схлопотать можно, даже если говорил о совершенно других вещах, никак не связанных с чувствами верующих, самими верующими и их троюродными родственниками. Оказалось, что даже молчать можно весьма некорректно.

Едва ли буду сейчас читать, но возьму на заметку. Спасибо.


Молчание — знак оскорбления!


Молчание - это просто знак.
Усталости, согласия. Оскорбления.

Если я мимо контекста книги - извиняйте.
Я про молчание просто)