Больше рецензий

bukinistika

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 сентября 2022 г. 20:17

155

5 "Нет повести печальнее на свете..."

За мной, читатель! - и я покажу вам повесть о любви. О такой любви, которая приходит, когда ее совсем не ждут - и накрывает с головой, подчиняет себе и переворачивает всю жизнь. Переворачивает очень капитально - повесть заканчивается грустно, впрочем, как и большинство рассказов о любви-страсти.

Элисабета, жена коменданта древнего города Тырново, бездетная, еще красивая женщина примерно бальзаковского возраста, тихо увядает в глуши. В молодости она так и не встретила своего принца и по настоянию матери вышла замуж за офицера на 15 лет ее старше - условности высшего света, noblesse oblige, все дела. Так и дожила до своих "почти сорока", как напоминает ей муж, мучительно переживающий свое старение: "Стареем, Лиза, стареем, девочка моя!" - ему хотелось внушить ей, что она тоже состарилась.

Эмилиян Станев подробно показывает, как на женщину обрушивается любовь - прослеживая ее от самого начала, показывая женщину сначала в то время, когда она ни сном, ни духом ни о какой такой любви и знать не знает. Как в ее жизни появляется "Он" - и в ее душу вкрадываются первые смутные волнения, хотя обстановка совершенно не располагала. Ведь кругом бушевала Великая война - точнее, она заканчивалась и население пожинало ее плоды во всей их отвратительной тяжести: голод, эпидемии, разруха. Массовые волнения в армии и в деревнях, подогреваемые известиями о великой революции в России; наглый грабёж Болгарии ее немецким союзником - продовольствие эшелонами увозили в Германию из разоренной голодной страны. Муж Элисабеты отвечал за целый город - но что он мог сделать? Болгары должны были беспрекословно подчиняться немцам. Вокруг города было много лагерей военнопленных, в одном из которых содержался "Он".

Примечательно то, что автора совершенно не интересует "герой ее романа" - он даже имени ему не дал, всю дорогу он называется "пленный". При скрупулезнейшей фиксации каждого движения души влюбленной женщины - ноль внимания на источник этих движений. Я не большой специалист по вопросу "Что хотел сказать автор")), и меня это несколько раздражало - мне бы все же хотелось бы знать, насколько серьезно это было с его стороны. А мы этого не узнаем - автор полностью сосредоточен на женщине, ее мыслях и чувствах. Но по некоторым моментам все-таки можно сделать вывод, что Он тоже был влюблен не на шутку.

Пленных почти не кормили, не из вредности, а просто самим есть было нечего. Люди выкручивались, как могли - сбегали из плохо охраняемых лагерей, бродили по окрестностям, воровали фрукты в садах. И вот один из таких голодных воров забрел в виноградник коменданта... Любовь не спрашивает нас, в каком обличье и в какой момент мы бы хотели ее встретить. Она просто сваливается, как снег на голову - и что хочешь, то и делай с ней. Кто-то может противостоять ей силой разума - Элисабета и пленный не смогли... Не буду спойлерить, чем и как всё кончилось, но хотя бы месяц счастья они урвали у судьбы - разве это так уж мало? Правда, цена была очень высока...

Что хочу сказать в заключение - мне все же не очень понравилось, как автор описывает падение женщины в любовь. Как-то очень уж шаблонно, причем шаблон взят от юной девушки и он не очень подходит). Вообще вся повесть написана отличным языком, а вот именно описание любовных переживаний вываливается из общего ряда. Например: "Он неожиданно сплел свои пальцы с ее, и словно электрический ток побежал от него к ней" - ну как-то уж слишком избито. И вот еще что: ощущение, что автор как-то отделяет Элисабету от ее любви. Пока он рассказывает о ней безотносительно к ее "бесу в ребро" - всё нормально, верю. Но как только сходит на скользкую тропу любви - начинается что-то механическое, больше теория, чем повествование о реальных чувствах реального человека, как трактат "О любви" Стендаля. Звучит диссонансом. Не верю!)

У Эмилияна Станева есть много других произведений - я обязательно познакомлюсь с ними, потому что эта повесть в целом мне понравилась.

Литературный турнир 2.0