Больше рецензий

19 сентября 2022 г. 11:40

1K

3 Подтяни концы

Первая часть Борис Акунин - Там… мне не понравилась, но решила дать второй шанс Борисовой. Как оказалось, Акунину. Я у него только одну детскую книжку читала, поэтому не могу сказать, что меня удивило авторство, не знаю я особенностей писателя. Но по интервью он кажется интереснее. Что "Там", что "Креативщик" смущают простотой и банальностью. Может быть, и не всегда надо блистать оригинальностью, только читать скучновато...

Начало меня порадовало. Старичок, молодеющий от собственной фантазии, читающий людей и помогающий им ... Ммм, а вот, собственно, он разве чем-то помогал? На самом деле это неизвестно, потому что мы не видим людей после его "психотерапии". Кроме одного персонажа, благодаря которому мы и знакомимся с самим Креативщиком. Шапочно.

Мне понравилось, что в истории старичка (креативщика-демона-литератора) проваливаешься целиком, забывая, что сидишь в лифте или на скамейке Таврического сада, однако чувствуешь второй слой текста. Обрыв первого рассказа вроде как на самом интересном месте должен был расстроить, но он ведь не о сокровищах и убийствах, а о том, что человек пресыщен информацией и ему по барабану, что там с этой девицей стало. Интерес к богу появляется там, где скучно. Всё повторяется, кроме нас самих. Но и мы сами проживаем только себя и никого другого. Жалеть о том, что не случилось, бессмысленно - всё, что случилось, случилось именно с нами, с конкретными людьми. И никогда, никогда не говорите матери, что вы там разглядели в её ребёнке, даже если вы демон, - целее будет.



А вы, литераторы, способны нанести обществу куда больший вред, чем какой-нибудь бандюга.

Мне кажется, это такое кокетство писателя... Хотя ту же самую мысль я прочитала у Батая в "Литература и зло". Власть писателя над умами. Потому что поэты ближе к духу, к природе, к тому, что общество понимает как зло. В общем-то в диалоге Гумилева с Аграновым эта мысль хорошо освещена. Зачем богу уничтожать дьявола? Чтобы через него люди не обрели смысл, понимание и жизнь без бога.

Но конец всё испортил. Унылое переворачивание бога и демона вверх ногами. Какие-то рога и копыта, растущие из Булгакова. Может быть, это интересно поклонникам МиМ и Воланда. Я чувствовала потребность в более земном, философском объяснении происходящего. Без мистики.

Повелась на место действия - Петербург. Приятно было начать путь из Купчино, проехаться по моей родной Белградской, мимо яблоневого сада. Но потом я вдруг споткнулась о бровку. Поребрик с бордюром отдыхают. Никогда такого слова не слышала. Последняя сценка тоже против шерсти мазнула. Терпеть не могу, когда питерский пейзаж начинают дорисовывать Эйфелевыми башнями и прочими Биг-Бэнами.

Комментарии


"Там" - вовсе не первая часть, а отдельное произведение.


Не имеет значения


Чуть лучше, чем "Там", но тоже недокручено.


Соглашусь)


А третий роман я так и не собрался прочесть )


Я решила, что надо бы сначала "обычного" Акунина прочитать, хотя бы про Фандорина.


Верно!
Цикл про Фандорина и "Семейный альбом" — вершина творчества автора.


Ну ещё исторические повести-романы хороши. Те, что приложениями к Истории России.