Больше рецензий

BooKeyman

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 сентября 2022 г. 16:45

180

4

Довольно занятная книга кстати оказалась, - начал я проводить ревизию прошлых лет и кое что перечитывать. Эту книгу я покупал, когда тащился от Кино, а было это в 200… лет двадцать назад, в общем. Кассеты, без конца проигрываемые в музыкальном центре (о как) Philips. Понравилась песня? Мотай назад. Само понятие лицензионной продукции использовалась для привлечения внимания, по факту все пилилось и записывалось в одном подвале. До перемотки кассеты карандашом не доходило, но пару техник знал.
С тех пор много лет минуло, музыкальные пристрастия поменялись, и не в пользу русского рока. Тем не менее, эта книга все равно читалась с интересом.
Конечно, вся ее ценность в том, что эта книга не совсем о Цое, я имею ввиду выбранную тематику. Концепт книги – это уникальная музыкальная субкультура, которая сложилась в начале 80-х в городе Ленинграде, когда в руки советской молодежи попадали новые пластинки, в их головы вливалась новая музыка. Вы познакомитесь с действительно важными личностями в становлении советской музыкальной субкультуры, такими, как БГ, Свин, Майк Науменко, Алексей Вишня, Андрей Тропилло, Артемий Троицкий, да всего и не счесть. И что самое характерное, эта субкультура создавалась самими энтузиастами, которые собирали оборудование буквально из ничего, организовывали концерты под страхом уголовного преследования, и так далее. Конечно, здесь нет и остальных ярких личностей питерского андеграунда, но с другой стороны, автор явно и не задавался целью создания эпопеи. Круг героев книги в основном ограничивался коренными ленинградцами и частично москвичами, нет Башлачева и Шевчука, которые поселились в Ленинграде уже позже. Нет информации о группе Аукцыон, про Мамонова, с которым участвовали в совместных тусовках, почти не упоминал.
А самое главное , - вы поймете как создавалась группа Кино, из каких кирпичиков, и смысл первых песен, с описанием атмосферы и предпосылок, послуживших причин написания тех или иных строк. О подъемах на работу (“Я из тех…”), неудобных электричках (“Электричка”), работе на сельскохозяйственных работах в плохую погоду (“Алюминиевые огурцы”), и так далее. Помнится, я слушал альбомы 45 и Начальник Камчатки только чисто для ознакомления, предпочитая более мажорные последние альбомы, но с прочтением книги отношение к альбомам изменилось.
Язык написания книги, подача материала довольно комфортные, я бы сказал так. Алексей Рыбин не зависает на датах и не излагает события как летописец, он живо, и даже интересно рассказывает не только о группе и музыке, но и советском обществе в целом, и о молодежных субкультурах в частности. Конечно, есть тут элемент антисоветчины, но факт жесткой цензуры в те времена никем не оспаривается, а сам факт крушения системы только говорит об ошибочности авторитарного и тоталитарного подходов.
Книга делится на две части – Кино с самого начала – это Кино с Рыбиным и Цоем, молодая ленинградская группа, только вливающаяся в рок-тусовку, и которую помог продвигать БГ. Вторая часть уже является дополнением к первому изданию книги, и состоит из диктофонных интервью людей, так или иначе причастных к группе, например, Алексей Вишня или Юрий Каспарян. Мне она показалась уже не такой интересной , что-то типа бонус трека к альбому, - его могло и не быть, но он здесь. Возможно, книга уже переиздана с целью продвинуть альбом Аsфальт Алексея Рыбина, кто знает. Но как там поется в песне Вопрос, изданной уже после смерти Цоя? У меня есть вопрос, на который ты не дашь мне ответ.